Композиция в фотографии. Правила создания выразительного снимка

Тема в разделе "Фото / Видео", создана пользователем Ivan, мар 26, 2010.

  1. Ivan

    Ivan Мастер

    Правила композиции в фотографии

    * Правило третей
    * Правило золотого сечения
    * Правило диагоналей
    * Правило диагонального золотого сечения

    Советы для начинающих
    Правила композиции

    Как сделать фотографию интересной, выразительной, притягивающей взгляды зрителейИ
    Для создания фотографии недостаточно только снять изображение. Необходимо гармонично разместить объекты на снимке, наполнив его смыслом. Существуют разные способы и правила для создания гармоничной композиции. Иногда достаточно разместить объекты съемки в определенных местах. В других случаях для этого достаточно правильно выбрать точку съемки. Небольшое смещение положения фотоаппарата может внести существенные изменения в композицию.

    Для придания выразительности вашим фотографиям, применяйте правила построения композиции.
    Правило третей

    Делим кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получилась сетка, которую вы видите на изображении. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий:

    [​IMG]

    При съемке природных пейзажей наиболее интересными получаются те фотографии, на которых горизонт расположен по правилу третей. На какой из линий расположить горизонтИ Это зависит от того, на чем вы хотите сконцентрировать внимание зрителя. В первом случае это красивый пейзаж на земле. Во втором случае делаем акцент на интересном, выразительном небе:

    [​IMG] [​IMG]

    Правило золотого сечения

    На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием "Золотого сечения". Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.

    [​IMG]

    [​IMG]

    Какими бы техническими средствами вы не пользовались для создания картинки, она в первую очередь должна привлекать зрителя, рассказывать ему историю, зарождать в нем мысль или эмоцию. Те механизмы, которые помогают нам воспринимать окружающий мир невооруженным глазом, не работают с восприятием мира, запечатленным на плоскости и ограниченным краями кадра. В реальности мы сами фокусируем наш взгляд и внимание на интересующем нас объекте, но в фотографии нам приходится брать наблюдателя буквально за руку и подводить его к самому главному, что фотограф хотел показать, чем хотел поделиться. Естественно, речь идет не о буквальном показывании пальцем. Даже при просмотре неряшливо сделанного отпускного альбома с подсказками аля «А вот на этом кадре я хотел запечатлеть прекрасное дерево, вот это третье справа, но тут не очень видно, сливается с фоном», у вас есть все шансы уморить невольного зрителя или погрузить его в глубокий сон, если сами снимки ничем не привлекают. И тут как раз на помощь приходят правила композиции — визуального языка изобразительных искусств.
     
    Последнее редактирование: янв 18, 2013
  2. Ivan

    Ivan Мастер

    Правило диагоналей

    Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий, показанных на примерах. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

    [​IMG][​IMG]

    Линейные элементы, например, дороги, водные пути, и ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально:

    [​IMG] [​IMG]

    Правило диагонального золотого сечения

    Еще одно применение правила "золотого сечения". Наложим диагональную сетку на изображение таким образом, как показано на фотографии ниже. Главные объекты изображения должны быть расположены в полученных секциях.

    [​IMG] [​IMG]

    Советы для начинающих:

    Держите камеру на уровне объекта съемки. Не фотографируйте прямо снизу вверх или с высоты вашего роста вниз, кроме случаев, когда вы хотите добиться особого эффекта. Например, если Вы снимаете детей, опуститесь до уровня их глаз, иначе у вас получатся искаженные пропорции.

    Следите, чтобы главный объект снимка не сливался с фоном. Если вы снимаете какой-то один объект, то старайтесь выбирать простой фон, детали которого не будут отвлекать зрителя. В некоторых случаях имеет смысл сделать так, чтобы объект занимал подавляющее большинство площади самого кадра.

    Используйте ветки, деревья и т.п. для создания эффекта рамки. Таким образом вы подчеркнете главный объект. Рамка также может помочь в создании более объемного кадра (не надо делать рамку главным смысловым элементом).

    Если вы снимаете движущийся объект, то оставляйте на фотографии пространство перед объектом, то есть по ходу его движения. Другими словами, располагайте объект, как будто он только зашёл на фотографию, а не покидает её.

    Старайтесь добиться того, чтобы источник света был сзади вас. А также избегайте ярких огней или пестрых цветных пятен в стороне от главного сюжета. Это отвлекает зрителя.

    Попробуйте сделать сбалансированную композицию, так чтобы верхняя часть фотографии не выглядела "тяжелее", чем нижняя. Данное правило относится и к сторонам изображения.

    Включайте в кадр нечетное число одинаковых предметов. Один или три цветка выглядят лучше, чем два или четыре.

    Если вы снимаете здание, то выберите ракурс, при котором видны и его фасад и боковая сторона. Это будет смотреться намного объемнее , чем просто фасад.

    Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли.

    http://www.colorpilot.ru/comp_rules.html#rule2
     
  3. Ivan

    Ivan Мастер

    Советы для начинающих фотографов

    В этой статье описывается способ, как улучшить свои навыки фотографирования. Я расскажу вам один трюк, при использовании которого можно в разы улучшить качество ваших фотографий.

    [​IMG]

    Дальше рассмотрим вариант построения композиции на середину кадра и посмотрим, чем она грозит. Итак, поехали!

    «Опасная» композиция

    Часто случается, что фотографируемый объект мы, не задумываясь, стараемся расположить на середине кадра. «А куда же его еще влепить, как не на середкуИ» – думаете вы. Конечно, нельзя сразу назвать серединную композицию ошибочной – иногда она очень помогает при построении кадра. Однако, если при фотографировании у вас нет задумок на миллион, лучше не ставить снимаемый объект посреди кадра. Расположить его лучше ближе к одной из сторон. ПочемуИ Чтобы ответить на этот вопрос, взгляните на фотографии, расположенные ниже.

    [​IMG] [​IMG]

    На этих двух фотках башня костёла запечатлена по-разному. На первой фотографии – яркий пример «серединной» композиции. Согласитесь, вторая фотография выглядит более закончено.

    Следующие две фотографии также различаются по построению композиции. Фотография выглядит лучше, когда объект виден нам с нескольких сторон. А таким его можно было сделать, только сдвинув на правый край кадра и чуть-чуть развернув.

    [​IMG] [​IMG]

    Еще один пример: на первой фотографии ниже автор снимка уместил вулкан на середину. Конечно, вулкан видно. Но на открытку не потянет. Что же мы видим на втором снимкеИ Фотография, как с открытки. Или на открытку=)

    [​IMG] [​IMG]

    Что же делатьИ

    Ответ прост – выбираем композицию на середину кадра только тогда, когда знаем, что так будет лучше. Или чтобы поэкспериментировать. А во всех остальных случаях используем правило золотого сечения = правило одной трети. Другими словами, компонуем кадр так, чтобы главный объект находился на пересечении линий.

    [​IMG]

    Вышеприведенное правило можно использовать во всех направлениях фотографии.
    Если вы фотографируете портреты, поместите лицо модели на одну или две точки пересечения. Линию горизонта лучше располагать выше или ниже середины кадра (на линии «золотого сечения»)

    Ниже приведены еще примеры использования правила «одной трети»
     
  4. Ivan

    Ivan Мастер

    [​IMG] [​IMG]

    [​IMG] [​IMG] [​IMG] [​IMG]

    Многие фотокамеры могут на экране показать сетку из 4-х линий. Помочь такая сетка может только тогда, когда она разбивает экран на 9 одинаковых квадратов.

    Конечно, не всегда получается следовать правилу «золотого сечения». Также не рекомендуется любой ценой поместить объекты согласно правилу. Для длительной компоновки нужно время. А время – упущенный момент, а значит, и фотография!

    Вывод: если знаете, что времени достаточно, попробуйте подстроить композицию под правило. Вам от этого ничего не будет, а вот у фотографии есть шанс быть лучше в несколько раз.

    Желаю удачи в фотоохоте:Wink:

    http://www.blogprofoto.com/fotoadvice/pravilo-zolotogo-sechenia/
     
  5. Ivan

    Ivan Мастер

    “Правило третей”И Нет - “правило трех”!

    Одно из первых правил, которое узнает начинающий фотограф – это правило «золотого сечения» или правило третей. Напоминает игру «крестики-нолики». Делим кадр такой вот своеобразной решеткой и помещаем в ее узлы наиболее значимые элементы композиции. Все достаточно просто. Есть, конечно, более точные и подробные определения и уточнения, но мы их не будем рассматривать. Поговорим же о другом, достаточно простом приеме, который можно назвать как «правило трех».

    Когда я нашел англоязычную статью, по мотивам которой я пишу этот пост, я сразу и не понял, о чем речь - может, смутил заголовок «Add Impact To Your Photos With “The Rule Of Three”». Но на самом деле все оказалось ново, интересно и, я бы сказал, элегантно.

    Итак, давайте посмотрим на первый снимок. Сразу оговорюсь, снимки, может и не очень удачные с точки зрения их художественной ценности, но для иллюстрации приема как раз подойдут.

    [​IMG]

    В кадре 2 утки (или гуся, не знаю). Снимок, скажем, не очень хорошо смотрится. Вроде бы и присутствует некое равновесие, но что-то не так. «Добавим» на снимок еще одну птичку.

    [​IMG]

    Вот… согласитесь уже другой вид! Присутствие третьего объекта на снимке добавляет ему привлекательности.
    Рассмотрим другой пример, из которого видно, что три объекта намного выигрышней смотрятся и по сравнению с четырьмя.

    [​IMG]

    Кстати, «магия чисел» действует не только на количество самих объектов, но и на их свойства – ради эксперимента попробуйте использовать три доминирующих цвета, три зрительных области кадра, три линии. Как раз можно поэкспериментировать в выходные! :smile:

    П.с. Вообще это «правило» выдумал сам автор статьи, насколько я мог судить по первоисточнику. Возможно, правило как-то связано с тем, что композиция должна быть сбалансирована, уравновешена, чтобы приятно смотреться. Не знаю, но факт есть факт – «правило трех» работает в большинстве случаев!
    Вот последний пример.
    Как вам такая фотографияИ

    [​IMG]

    А если такИ

    [​IMG]

    Мне кажется, самый интересный вариант - третий

    [​IMG]

    http://www.fotonotes.ru/Иp=44
     
  6. Ivan

    Ivan Мастер

    "Золотые" линии в пространстве фотокадра

    Если вы хотите сфотографировать пейзаж, то плоскости желательно расположить по линиям в соотношении 3:5. К примеру, в верхней трети снимка можно поместить небо. В двух нижних - землю. Либо наоборот - две трети кадра заполнить небом, а одну треть оставить для земли. Линию горизонта можно располагать в любой трети кадра и лишь изредка в центре. Прохождение горизонта по центру кадра убивает динамику и делает снимок статичным. Предметы и люди на фоне пейзажа тоже должны располагаться в стороне от центра. Сместите предмет на одну треть влево или вправо и вы добьетесь максимального эффекта.

    [​IMG]

    Автор этой фотографии допустил несколько грубейших композиционных ошибок: во-первых, линия горизонта делит кадр ровно пополам, и кроме того, он немного наклонен, что лишает пейзаж спокойствия;, во-вторых, солнце расположено точно по центру, что не допустимо ни в живописи, ни в фотографии. Это довольно-таки распространенная ошибка среди начинающих любителей и фотографов.

    [​IMG]

    Фотография Дмитрия Почиталина представляет собой идеальный пример построения композиции: линия горизонта проходит по нижней трети золотого сечения, а обе мельницы соответственно по левой и правой линии. В результате мы видим необычайно художественный и гармоничный снимок.

    Правила трех третей желательно придерживаться и при портретной съемке. Здесь по линиям золотого сечения нужно располагать черты лица и части тела человека. К примеру, поместите человека в кадре так, чтобы его глаза проходили по линии верхней трети, а тело сместите чуть-чуть левее от центра. Так вы добьетесь максимального эффекта. К примеру, так как на следующем снимке.

    [​IMG] Robert Base & Dieter Wegner

    [​IMG] А вот так лучше не делать. Портрет был бы в более выигрышном положении, если бы автор "расположил" лицо женщины не так строго по центру.​

    Правило золотого сечения можно применить и в съемке натюрморта. Здесь самое главное избегайте симметрии и центрирования. Сюжетно важные элементы композиции располагайте как можно ближе к точкам пересечения воображаемых линий золотого сечения. Вовсе не обязательно с точностью высчитывать расположения "золотых" точек, достаточно просто приблизить снимаемый объект к этим гармоничным участкам.

    [​IMG] Натюрмотры Ирины, активной участницы нашего сайта, всегда радуют тем, что соответствуют композиционным канонам.​

    [​IMG] В данном снимке удачно цветовое и световое решение, но вот с расположением вазы и розы автору желательно было бы еще поработать - все слишком центрированно.

    При построении кадра важно учитывать также и то, что взгляд человека обычно движется по траектории сверху вниз и слева направо, то есть против движения часовой стрелки. Поэтому существует правило левой руки. Заключается оно в следующем: все, что располагается в левом нижнем и правом верхнем углах воспринимается зрителем активнее, нежели то, что лежит в левом верхнем и правом нижнем. Например, если вы хотите сфотографировать лесной ручей, либо тропинку, то пустите ее по ходу движения человеческого взгляда, то есть по диагонали из левого нижнего в правый верхний угол. Если же сделать противоположным образом и отзеркалить изображение, то взгляд будет соскальзывать по дорожке и не будет воспринимать ее как сюжетно важный элемент. Причем изображение и его зеркальная копия будут восприниматься абсолютно по разному. Нижеприведенный снимок (автор Александр Путев) прекрасно демонстрирует наиболее удачную композицию. Взгляд зрителя движется по направлению дорожки из кофейных зерен, и естественным образом натыкается на баночку, содержимое которой становится очевидным само собой (расположенную, кстати, точно по правой линии золотого сечения). Таким образом, банка кофе становится сюжетно важным элементом изображения, что явно и требовалось авторам данной работы. Так как снимок носит явно рекламный характер.

    Зеркальная копия этой фотографии теряет интригу - взгляду негде остановится - он просто соскальзывает вдоль кофейных зерен, не обнаруживая точки фиксации.

    [​IMG] < оригинал [​IMG] < зеркальное отражение​

    Таким образом, фотограф, знающий и творчески использующий эти несложные правила, может не только создавать интересные и незаурядные фотографии, но он способен также управлять настроением и вниманием зрителя, заставляя его подольше задержаться у своей работы. Хотя кто-то как-то сказал, что правила композиции, существуют для того, чтобы их нарушать... Так что во всем нужен творческий подход...
     
  7. Ivan

    Ivan Мастер

    О статике и динамике фотоснимка

    Применительно к фотографии можно говорить о статике и динамике. Если взгляд зрителя не зацикливается на какой-то точке, а передвигается по всему полю изображения, то фотография динамична. Если же зрителю нечего разглядывать и его взгляд застыл где-то в области центра, то – статична. Интерес к снимкам такого рода довольно быстро исчерпывается. Чаще всего это работы, автор которых не владеет самыми элементарными способами построения кадра. Первое что выдает этих авторов – абсолютная симметрия всех частей изображения. Ошибки эти от незнания, но это при желании и усердии вполне поправимо. Хотя некоторым фотографами не требуется никаких навыков в этой области. Они идеальную композицию выстраивают интуитивно, руководствуясь неким, только им и известным, чутьем. Однако таковыхвсе-таки меньшинство... И если вы не принадлежите к их числу, то вам стоит читать дальше.

    Итак, чем обуславливается динамика фотоснимкаИ

    1 Изображением движущихся объектов, то есть фиксацией человека, животного или предмета в момент какого-то действия.

    http://www.photokonkurs.com/comments.php?pid=7388

    [​IMG] Игорь Стомахин​

    Здесь очень важно учитывать то, куда движется объект. При этом фотографировать лучше так, чтобы оставалось место для движения. К примеру, если бы автор следующей фотографии (Игорь Баженов) расположил лошадь с наездником ближе к правому краю, то возникло бы ощущение, что объект вот-вот выпрыгнет из кадра. Если бы чуть левее, ближе к левой нижней точке золотого сечения, то это был бы идеальный вариант. В композиции снимка есть несколько недочетов: линия горизонта и главный объект располагаются четко по центру. Однако это как раз тот случай, когда нарушение композиционных принципов нисколько не умоляет эстетической привлекательности снимка - фотография очень удачна.

    http://www.photokonkurs.com/comments.php?pid=3830

    [​IMG] Олег Баженов​

    Основной недочет этой работы( авт. Елена Кравченко) как раз и заключается в том, что у зрителя возникает впечатление, будто корабль через мгновение окажется за границами кадра.

    http://www.photokonkurs.com/comments.php?pid=3500

    [​IMG] Елена Кравченко​

    Если вы хотите передать движение быстро движущегося объекта, то это можно сделать следующим образом.

    * Оптическая нерезкостьбыстро движущегося объекта на резко снятом фоне окружающей обстановки
    * Резко снятый объектна нерезком, как бы размытом фоне.
    * Размытый объект на нерезком фоне.



    Снимок Эльвиры Цибулько отличный пример того, как можно изобразить быстроту движения. Помимо того, что задний фон смазан и впереди мотоциклиста остается достаточно пространства, эффект скорости усиливают следующие приемы:
    1 продольные линии дороги
    2 объект движется справа налево, а взгляд зрителя, как известно, слева направо. Благодаря этому скорость мотоцикла нам кажется больше. Нечто подобное можно наблюдать, когда вы едете в поезде, а мимо проезжает другой, но в противоположном направлении. При этом возникает впечатление, что он движется на огромной скорости.

    http://www.photokonkurs.com/comments.php?pid=7727

    [​IMG] Эльвира Цибулько​

    2 Эффектом треугольника.

    Суть приема состоит в том, предметы в кадре нужно располагать так, чтобы их можно было объединить в треугольник. Они должны быть как бы связаны между собой невидимыми линиями. Треугольник является одной из самых динамичных композиционных фигур - она заставляет взгляд двигаться от одной вершины к другой, не давая застыть в одной точке.

    Снимок Алексея Кима буквально насыщен движением. С одной стороны, динамика кадра обуславливается тем, что на нем запечатлены люди на пике движения, с другой – обилием треугольников. Шар и 3 человека образуют между собой пирамиду (4 треугольника).

    http://www.photokonkurs.com/comments.php?pid=4797

    [​IMG] Алексей Ким​

    Фотография следующего автора, также выделяется своей удивительной динамикой.
    3 синих пятна – две двери и женщина – объединяются в треугольник,
    Движение женщины, направление лестницы и перил, а также синий прямоугольник вокруг первой двери создают дополнительные линии движения взгляда.
    Но помимо этого не могу не отметить шикарнейшего цветового решения кадра. Снимок идеален по всем критериям!

    http://www.photokonkurs.com/comments.php?pid=7713

    [​IMG] Maksim Kill-Wolf​

    Снимок Евгения Януша демонстрирует треугольник другого плана. В этом кадре он образуется взглядами двух мужчин и, как это не странно, зрителем… Вершина фигуры находится за кадром, в точке зрительского взгляда, куда и обращены воображаемые линии.

    http://www.photokonkurs.com/comments.php?pid=442

    [​IMG] Евгений Януш​

    3 диагональным построением кадра

    Диагональ является самой динамичной линией. Возможно, отчасти это связано с тем, что все то, что находится под наклоном – неустойчиво. Например, если вы поставите на накренившийся стол чашку, то она просто соскользнет и разобьется. Так и зрительский взгляд с легкостью скользит по видимым и невидимым диагоналям кадра.

    Очень насыщенная движением фотография.

    3 объекта (2 самолета и девушка)

    * находятся в состоянии движения
    * Образуют между собой треугольник
    * Движение направлено по диагоналям в разные стороны

    [​IMG] Елена Черненко​
     
  8. Ivan

    Ivan Мастер

    Задействование в композиции диагональных линий удобно для целенаправленного движения зрительского взгляда – они приводят к сюжетно важному центру. Хорошим примером является работа Михаила Левита. Сваи старой крепости несколькими диагоналями направляют внимание к парящим в небесах птицам. Но и там движение не останавливается - взгляд перемещается по сторонам треугольника, образуемого тремя птицами. Хорошо описал этот прием сам автор фотографии «желательно, чтобы взгляд соскальзывал с диагонали куда-то в сторону(где-то там что-то важное),а затем опять возвращался к диагонали и скользил дальше, до следующего "опорного" знака, который, разумеется, тоже находится не на самой диагонали... Вот это и будет разглядыванием всей работы».

    [​IMG] Михаил Левит​

    Юрий Притиск задействовал подобный прием: граница между сушей и морем приводит взгляд волнистой диагональю к медному шару вечернего солнца. Волнистая линия придает снимку особую привлекательность и выразительность. Вообще S-образные и зигзага- образные лини, кроме того что усиливают эстетическую привлекательность изображения, еще обладают способностью ускорять и замедлять движение зрительского взгляда, который быстро скользит по промежуткам между изгибами и замедляется на поворотах.

    http://www.photokonkurs.com/comments.php?pid=4062

    [​IMG] Юрий Притиск​

    Продолжение следует…
    http://www.photokonkurs.com/annalemesh/annalemesh1.htm#2

    Дополнения приветствуются :Coffe:
     
  9. Ivan

    Ivan Мастер

    Моргание длится в среднем полсекунды… но фотоаппарат успевает зафиксировать именно этот момент :smile:
     
  10. kozima

    kozima Свои

    к сожалению, он фиксирует всегда то, что не нужно. особенно при макросъёмке:(:foto:
     
  11. Ivan

    Ivan Мастер

    Друзья, дополните тему :Coffe: делитесь пожалуйста опытом и полезными советами
     
  12. Ivan

    Ivan Мастер

    Работа с экспозицией



    Добавлено через 12 минут


    Добавлено через 11 минут


    Добавлено через 11 минут
     
  13. vassileok

    vassileok Moderator

    Очень интересные и полезные уроки.Спасибо.
     
  14. Ivan

    Ivan Мастер

    Выбраем первый цифровой зеркальный фотоаппарат







     
    Последнее редактирование: янв 21, 2013
  15. vassileok

    vassileok Moderator

    Теперь я знаю чего я хочу-зеркальный фотоаппарат с памятью.Не дорогой! :foto:
    У меня "Зенит", он превосходно работает,но он плёночный а это уже не удобно.
    Потом я купила мыльницу "Сони" ,но она, при слегка слабом освещении, искажает картину.После моего Зенита она мне не нравится...

     
  16. Ivan

    Ivan Мастер

    Девушка позирует перед камерой

     
  17. Hur

    Huron Недавно здесь

    Мир Вашему дому! Мой первый пост:dajpat: Помню, когда начинал заниматься съемкой, то вот эта информация касательно композиции оказалась весьма полезной
    Видеошкола Андрея Каминского / Часть 5: Виды композиционного построения
    http://snimifilm.com/statyi/videoshkola-andreya-kaminskogo-chast-5-vidy-kompozitsionnogo-postroeniya
     
    Последнее редактирование модератором: май 22, 2014
    Ivan нравится это.
  18. Ivan

    Ivan Мастер

    Nikon D610

     
  19. Ivan

    Ivan Мастер

    Добро пожаловать и с почином! :eek:k: Полезная информация!
     
  20. o-lka

    o-lka Свои