Во время Великой Отечественной войны войска группы армий «Север» Вермахта под командованием фельдмаршала Лееба и финская армия под командованием маршала Маннергейма блокировали город Ленинград. Были полностью перерезаны пути снабжения, кроме знаменитой «Дороги жизни» - трассы, проходившей по льду Ладожского озера. 900 дней жители Ленинграда терпели ужасающие лишения. Голод, усугубляемый в зимние месяцы сильнейшими морозами, выкашивал людей целыми семьями. Но несмотря на это, город так и не был сдан врагу. В 1945 году за героизм и мужество, проявленные жителями Ленинграда во время блокады, городу был присуждёно звание Города-героя. За годы блокады погибло по разным данным от 400 тыс до 1 млн человек (на Нюрнбергском процессе фигурировала цифра 632 тыс). Причем только 3% из них от бомбёжек, артобстрелов и т.д., а остальные 97% от голода... Режиссер: Кирилл Набутов
Кютинен Даниил Иванович — пекарь блокадного Ленинграда, умерший от истощения в возрасте 59 лет прямо на работе. Умер, но не съел ни грамма выпекаемого хлеба.
75 годовщине полного снятия блокады посвящается. Было у моей бабули две подруги, обе Зины. В семье их так и звали Зина Большая и Зина Маленькая (из-за большой разницы в росте). Бабушки и Зины Большой уже нет на этом свете, рассказ мой будет о Зине Маленькой - Артемьевой Зинаиде Георгиевне. Более полутора миллионов тонн грузов, миллионы эвакуированных из города людей. И 300 тысяч водителей, диспетчеров, регулировщиков, механиков. Бывшему диспетчеру Зинаиде Артемьевой 21 января исполнилось 100 лет. Сегодня она живет в Купчино, спальном районе Санкт-Петербурга, в двухкомнатной квартире в пятиэтажке. Здесь ничего не менялось с середины 70-х, когда Зинаида Георгиевна ее получила. Бумажные обои, вазы с сухими цветами и горшки – с живыми. Хозяйка накрывает на стол – чай, зефир в шоколаде, кекс. Тётя Зина достает тетрадь – в ней ее фронтовые воспоминания. Читать не дает, рассказывает. Из автобиографии Зинаиды Георгиевны: "В 12-00 по радио выступил В.М. Молотов. ВОЙНА. Команда МВПО на военном положении. В военкомате очереди, с не имеющими военной специальности просто не разговаривали- ЖДИТЕ!. Поступила на ускоренные курсы медсестер( без отрыва от производства и дежурства в команде МПВО) 2 августа 200 новоиспеченных медсестер Дзержинского Красного Креста прибыли на Лужский рубеж(Московицы, Кингесепп, Яблоковицы). Распределили по фронту работ. В нашу обязанность входило оказывать первую помощь при налетах вражеской авиации, помощь при травмах и несчастных случаях. Мы также рыли противотанковые рвы. 10 августа приказ- оставить рубеж. Пришли в Ленинград. Не заходя в Автобазу с Христиной опять в военкомат. А там ответ- автобаза. Автобаза №1 ЛГТХП на особом положении. Она единственная в городе, которая перевозит хлеб с хлебозаводов в булочные, госпитали, другие важные объекты города. В критический период блокады Жданов обратился к работникам автобазы –Товарищи! Вы возите политику города. От того как слаженно, четко, добросовестно работаете будет зависеть положение в городе». Это верно! За каждые 100-150 граммов хлеба- судили. На утреннем и вечернем выходе автопарка обязательно присутствовал начальник спецотдела, начальник эксплуатации, секретари парткома и ВЛКСМ, директор автобазы Лупп Я.Я. Чтобы лишний раз напомнить об ответственности за каждый грамм хлеба. В этом была жизненная необходимость. У каждого, кто выезжал на линию, дома были голодные дети, жены, родные. А в кузове- ХЛЕБ. И надо было иметь столько мужества, силы воли, чтобы не взять. Это уже подвиг. Блокада! 125 граммов хлеба. Работа в холодных отделах (с фанерой на окнах вместо стекол, при коптилках, электричество и вода строго подавалась только в ремонтные боксы)Если воздушная тревога- на постах, если раненые- оказываем помощь. Но город жил и работал. Благодаря героической работе Дороги Жизни жизнь в городе улучшалась. Но беда не приходит одна. Чтобы уберечь горожан о страшной катастрофы - эпидемии, распоряжением Военного Совета и Горком а партии, райкомы партии и комсомола мобилизовали своих членов на уборку города. Так было и в Дзержинском районе. За каждым домом закрепили организации и предприятия. А они закрепили конкретно поименно. И так Кирочная ул. Д.30. За этот дом отвечает Соня Тараненко от парткома, я- от комсомола. В нашу задачу входило поднять людей, вселить веру в их души, веру в свои силы, помочь больным и немощным. За зиму накопилось столько нечистот- везде: в квартирах, на лестницах, во дворе- ГОРЫ!. Страшно вспомнить. Дом- жильцы дома работали как муравьи. Каждый ленинградец должен был отработать на уборке города 20 часов. В повестке скрупулезно отмечался каждый час работы. Работа двигалась медленно. Да и понятно… Необходимо было до наступления тепла вывезти все нечистоты за пределы города. На дали автомашину. Дом сдали комиссии по акту с оценкой «ОТЛИЧНО», за что получили благодарность от жильцов дома и управдома. Город вздохнул, Вышел на улицы трамвай. ТЕПЕРЬ ПОЖАЛУЙ ВСЕ! 10 мая 1942 года я добровольно в Красной Армии. 849 Отдельный Автотранспортный батальон 17-ой ОАТБР, писарь части, после принятия присяги- диспетчер батальона. Батальон базировался в Озерках до Шувалово. По приказу прибыли на Ладогу. Расположились в редком лесочке на берегу Ладожского озера, за нами к Осиновцу 390 батальон. Батальон участвовал в операции Искра. Для обеспечения подготовки и прорыва наступающих войск были направлены 2 батальона 17 –го АТ бригады наш 849 и 390 батальоны. (перевозили понтоны, боеприпасы, войска, другие необходимые грузы. Перевозили боеприпасы на аэродромы для бомбардировщиков и зенитных батарей). После прорыва блокады Ленинграда 849 и 390 батальоны подключились к перевозкам на Дороге Жизни. Напряженно работали выполняя и перевыполняя план перевозок. Что бы успеть до весны. После закрытия Дороги Жизни батальон прибыл в Ленинград на Крестовский остров. В апреле поступил приказ: девушек откомандировать в распоряжение штаба фронта. С Фонтанки, 90 ладожанок, девушек 42 Армии и других частей распределили по зенитно-артиллерийским полкам Ленинградской Армии ПВО. Задача: в наикратчайший срок освоить специальности и заменить мужчин, направляемых на передовые позиции. С апреля 1943 года- я курсант и комсорг курсов шоферов. Получила права 3 класса. После окончания курсов- диспетчер автотранспортной службы по совместительству зав. бензоскладом. И комсорг тыла 84 ОЗА Бригады. Демобилизовалась 18 июля 1945 года. С 1945 года до ХI 1949 работала в шатабе Ленинградской Армии ПВО. С февраля 1950 года по февраль 1955 года – автобаза ЛГТХП – экономист ПП отдела. С 1955 года по 1974 г (до пенсии по возрасту и болезни)- техникдиспетчер транспортного отдела Ордена Трудового красного знамени объединения ДСК 2 Ордена Ленина Главленинградстроя. Инвалид 2 группы. Имею награды: медаль «За оборону Ленинграда», медаль «За боевые заслуги», орден «Отечественной войны I степени», медаль «За Победу над Германией» и другие юбилейные награды. Низкий поклон Вам Зинаида Георгиевна за ваш подвиг. @_Юлия Сафронова