В Каннах завершаются "Русские сезоны" - фестиваль, который проводится в память знаменитого театрального деятеля Сергея Дягилева. Танцоры Большого и Мариинки представят французскому зрителю постановки, с которыми гастролировал сам великий антрепренер и его труппа. В нее входили самые блистательные танцовщики того века - Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина, Сергей Лифарь. Стартовавшие в 1907-м, дягилевские "Русские сезоны" стали триумфом отечественного балета и даже положили начало некоторым зарубежным балетным школам, например, в Северной и Латинской Америке. Танцевать и делать поддержки под тяжестью короны будет нелегко, но в своем костюме Николай Цискаридзе и правда как бог. Здесь все, до бусинки, от Бакста - именно его эскизы художники Большого театра изучали с лупой в руках. "Я ведь танцую реальное божество. Дягилев просто с Кокто не назвали его Вишну, решили Синий Бог. А что - мне нравится. Там в конце все на колени передо мной встают, это тоже приятно", - смеется народный артист России Николай Цискаридзе. Для такого балета и таких декораций сцена Дворца фестивалей тесновата, переживает Андрис Лиепа. Не та глубина. Но, спустя почти 100 лет, это снова Франция и снова "Русские сезоны". И как мечтал Дягилев, все лучшие спектакли и звезды на одной площадке. "Мы ведь восстановили то, что после Дягилева никто не делал. Эти костюмы никто не надевал еще со времен Нижинского", - говорит заслуженный артист России Андрис Лиепа. Кроме "Синего Бога", в афише - "Шахерезада", "Жар-птица" и "Болеро", которое для труппы Рубинштейна в 1928 году написал любимчик французов Равель. Декорации Бенуа, хореография Нижинской, первой женщины-балетмейстера. Такого "Болеро" Европа еще не видела. "Мы ставим это в первый раз, со времен Иды никто не видел, да и в России один раз восстановили и показали", - рассказывает Илзе Лиепа, народная артистка России. С такой афишей Дворец фестивалей в Каннах как "Гранд-Опера". Услышать Симфонический оркестр Чайковского и увидеть солистов Мариинки и Большого на "русские дни" в Канны приехали из Парижа, Тулузы и Лиона. Достать билеты невозможно, приглашения - на вес золота, потому что всего по одному спектаклю и всего одна неделя. 10 лет назад никто и не думал, что к этому так быстро привыкнут, но сегодня без "Русских сезонов" Канны уже не представить. Когда- то это был всего один зал, теперь фестивалю тесно уже на всем Лазурном берегу. "Он, конечно, уже перерос Канны, стал более масштабным явлением. И мы идем к тому, чтобы уже в следующем году часть фестиваля проходила в Париже", - делится планами Дмитрий Молчанов, начальник Департамента массовых коммуникаций культуры и образования правительства РФ. Это будет снова ровно через год - лучше российские фильмы, лучшие спектакли, танцоры и составы. И как всегда - всего лишь одна неделя.
Фестиваль русской культуры на Лазурном берегу Франции. Канны Мэр Канн Бернар Брошан признается, что его городу к лицу этот яркий и необычный праздник. Спектакли, выступления музыкальных коллективов, выставки - все это позволяет узнать загадочную Россию.