Здание Европейского парламента в БрюсселеREUTERS/Francois Lenoir Вечером в пятницу, 3 мая, во Франции закончился срок подачи списков кандидатов для участия в европейских выборах. В субботу, 4 мая, с заголовками, посвященными предстоящим выборам в Европарламент, вышли все французские СМИ. В частности, большую обзорную статью публикует газета Le Monde. По закону от 25 июня 2018 года, на всей территории страны, включая заморские департаменты, восстановлен единый избирательный округ (так было до 2013 года, но во время предыдущих европейских выборов таких округов было восемь). Такой же модели придерживаются большинство европейских стран (кроме Бельгии, Ирландии и Италии) в стремлении обеспечить максимальный политический плюрализм. 26 мая французские избиратели должны будут проголосовать по спискам, представленным партиями и различными объединениями. По результатам выборов будет составлен общенациональный список из 79 кандидатов (такова «французская квота» в Европарламенте, которая увеличится на пять мест после выхода Великобритании из Евросоюза). Официальная избирательная кампания начнется во Франции 13 мая. Списки, получившие не менее 5% голосов, получат пропорциональное количество мест из этой квоты. Эти места кандидаты займут в соответствии с порядком представления в каждом списке. Интересно, что во многих списках наиболее известные политики находятся на последних местах, что свидетельствует о желании дать дорогу молодым. Первым сюрпризом предстоящих выборов стало рекордное количество поданных списков — 33. Общее количество кандидатов — 2607 человек. Ранее ожидалось, что восстановление единого избирательного округа приведет к снижению количества списков, но этого не произошло. Как отмечает France Info, от традиционных социально-политических сил подано лишь пятнадцать списков. Три списка «желтых жилетов», исключительная раздробленность левых, а также присутствие большого числа мелких союзов и объединений, которые не слишком надеются преодолеть 5-процентный барьер, обеспечили французским избирателям очень широкий выбор во время проходящего в один тур голосования. Помимо привычных парламентских партий, свои списки представили роялисты, пираты, любители животных и знатоки эсперанто, сторонники коммунистической революции и гендерного равенства, и даже представители союза молодых с возрастным цензом «не старше тридцати» и названием Allons enfants (по первой строке гимна Франции).
Предварительные прогнозы Предвыборную гонку возглавляют «Вперед, Республика!» Эмманюэля Макрона и партия «Национальное объединение» во главе с Марин Ле Пен. В течение многих месяцев опросы общественного мнения показывали, что эти партии «идут голова в голову». Для Эмманюэля Макрона успех его партии чрезвычайно важен как с точки внутренней политики, так и в целях повышения авторитета на международной арене. Марин Ле Пен рассчитывает повторить успех 2014 года, когда французские крайне правые победили, хотя, напомним, им тогда не удалось сформровать полноценную депутатскую группу в Европарламенте. Правые «Республиканцы» занимают лишь третье место, их задача — не дать себя вытеснить с политической арены. Центристы из «Союза демократов и независимых» решили идти на выборы в одиночку и попытаются преодолеть планку в 3% голосов, необходимую для возмещения расходов на кампанию. Французские левые чрезвычайно раздроблены, и лишь два списка — от «Непокорной Франции» Жан-Люка Меланшона и от партии «Европа Экология Зеленые» надеются получить не менее 10% голосов. Результат особенно важен для Меланшона, которому лишь немного не хватило, чтобы пройти во второй тур предыдущих президентских выборов. Как пишет Le Monde, «за остатки социалистического наследия» и 5% голосов будут соревноваться альянс «Социалистическая партия — Place publique», возглавляемый Рафаэлем Глюксманном, и движение «Поколение.s», основанное Бенуа Амоном. Коммунистическая партия Франции также представила свой список. Ее лидер Ян Бросса дебютировал в дебатах, но не уверен, что коммунисты сумеют получить хотя бы 3% голосов. Еще меньше надежд у троцкистов из «Рабочей борьбы» и у членов списка «Неотложные проблемы экологии», возглавляемого философом Домиником Бургом. Не менее обширен и перечень крайне правых, которым также будет трудно собрать нужное число голосов («Смелость защищать французов», Николя Дюпон-Эньяна, «Вместе за Фрексит» Франсуа Асселино, «Вместе патриоты и желтые жилеты» Флориана Филиппо, «Четкая линия фронта» Рено Камю и список под названием «Реконкиста», поданный небольшой группой «Французских диссидентов»). «Желтые жилеты» подали не один, а целых три списка: «Желтый альянс», возглавляемый певцом Франсисом Лаланном, «Гражданская эволюция», поданный видным представителем движения Кристофом Шалансоном, и «Движение за гражданскую инициативу». Члены последнего списка были избраны по жребию среди борцов за проведение референдумов по инициативе граждан страны. Вопрос участия С момента проведения первых европейских выборов в 1979 году количество голосующих во Франции постоянно падает (61% в 1979 году, 57% в 1984 году, 49% в 1989 году, 53% в 1994 году, 47% в 1999 году, 43% 2004, 41% в 2009 году, 43% в 2014 г.). Специалисты считают, что это свидетельствует не о евроскептицизме, а о недовольстве текущим статусом европейских институтов и общим положением дел. По данным опросов, за три недели до выборов лишь около 40% французских избирателей собираются голосовать, и более половины из них все еще не определились с выбором. Особенности предстоящих европейских выборов Один из главных вопросов, возникших перед самыми выборами, — это вопрос об отсрочке Брекзита. Юристы Европейской комиссии утверждали, что в случае отсрочки Брекзита британцам придется принять участие в голосовании и выбрать своих представителей в Европарламент. Когда вскоре после этого Великобритания, наконец, покинет Евросоюз, союзный парламент станет нелегитимным. Ранее Европейский парламент принял решение о снижении количества депутатов до 705 человек, ожидая, что Великобритания выйдет из Европейского союза до 29 марта 2019 года. В конце концов вопрос был решен в пользу участия Великобритании в европейских выборах, при этом количество депутатов осталось прежним — 751 человек. После выхода Великобритании из Евросоюза 46 из 73 освобожденных британских мест заняты не будут. Они будут предназначены для новых государств-членов в случае дальнейшего расширения ЕС. Оставшиеся 27 мест распределены между четырнадцатью государствами-членами ЕС. Франция получила пять дополнительных мест, увеличив свое представительство в Европарламенте с 74 до 79 депутатов. Но последние пять мест будут заняты только после окончательного выхода Великобритании из Европейского союза. Еще одна особенность предстоящих выборов — рост националистических настроений и неутихающая острота вопроса о мигрантах в Европе. В апреле 2019 года под эгидой Европейского совета по иностранным делам было проведено исследование предвыборных настроений европейцев. Первая фраза составленного аналитиками отчета гласит: «Выборы 2019 года в Европейский парламент будут радикально отличаться от пугающих историй в заголовках СМИ: они не станут референдумом по вопросу о мигрантах». «Наибольшее разделение в настроениях избирателей заключается не в противопоставлении „открытой Европы“ и „закрытого национального государства“, а между сохранением статус-кво и желаемыми изменениями. Сейчас рекордное количество людей поддерживает ЕС — и даже партии евроскептического толка вынуждены считаться с этим фактом», — говорится в отчете. Тем не менее вопрос о миграции невозможно игнорировать. «Брюссель до сих пор не разработал общей политики предоставления убежища, не говоря уже о миграционной политике как таковой. (…) Забывать об этом — значит подкидывать козырей ультраправым», — пишет Le Monde. Да и сами специалисты из Европейского совета по иностранным делам признают, что на окончательный состав Европейского парламента могут повлиять самые разные факторы в самый последний момент. @rfi
Poussée de mobilisation à l'approche du scrutin La dernière enquête Ipsos / Sopra Steria réalisée en partenariat avec Le Monde confirme la progression de la participation, qui pourrait se situer dimanche dans une fourchette de 45% à 49%. La liste du Rassemblement National est toujours en tête des intentions de vote (25%), et accroît même légèrement son avance sur la liste de La République En Marche (23%). La progression dans les derniers jours de campagne du taux d'électeurs "certains d'aller voter" est particulièrement nette : 42% sur la mesure Ipsos / Sopra Steria des 20/21 mai, 45% les 22/23 mai et 47% sur cette dernière enquête, du 24 mai. On estime à présent que la participation pourrait se situer dans une fourchette de 45% à 49%. Si cela se confirmait, il faudrait remonter vingt ans en arrière pour trouver un niveau de mobilisation équivalent pour des élections européennes (46,8% aux Européennes de 1999). L'enquête confirme également la dynamique de fin de campagne favorable à la liste du Rassemblement National, qui recueille 25% d'intentions de vote. L'écart avec la liste de La République En Marche (23%) est maintenant de deux points. On reste dans la marge d'erreur de l'outil statistique et la première place du RN n'est pas acquise, mais la liste conduite par Jordan Bardella devient favorite. D'autant que la sûreté du choix a elle aussi progressé. Les trois quarts des électeurs certains d'aller voter - et 89% de ceux qui ont l'intention de voter RN - affirment que leur choix de vote est définitif. La droite traditionnelle et plus encore la gauche sont loin de ce duel. La liste des Républicains stagne à 13% d'intentions de vote, nettement en deçà des 20% obtenus par François Fillon à la Présidentielle de 2017, ou du score de l'UMP aux Européennes de 2014 (20,8%). Tandis qu'à gauche, la première place pourrait se jouer sous les 10%, entre les listes EELV (9,5% d'intentions de vote) et FI (7,5%). A 5,5%, la liste PS-Place publique sera d'abord attentive à la barre des 5% qu'il faut atteindre pour obtenir des sièges dans le futur Parlement Européen. Pour les listes DLF (3,5%), PC (2,5%) et Génération.s (2,5%), l'enjeu sera déjà de franchir le seuil des 3% nécessaires pour être remboursé des frais de campagne électorale. Fiche technique : enquête Ipsos/Sopra Steria pour Le Monde menée le 24 mai 2019 auprès de 5 877 personnes inscrites sur les listes électorales, constituant un échantillon national représentatif de la population française âgée de 18 ans et plus.
Крайне правое «Национальное объединение» (бывший Нацфронт) и президентская партия «Вперед, Республика!» остаются лидерами опросов, серьезно опережая остальные политические движения. За партию Марин Ле Пен готовы голосовать 23,5% французов, за правящую в стране партию Эмманюэля Макрона — 23%, согласно опубликованному 20 мая опросу института Ipsos. Ежемесячный опрос института показывает устойчивый рейтинг партии «Вперед, Республика!» и однопроцентный рост популярности крайне правых, отмечает France-Presse. Третье место занимает французская правая партия «Республиканцы» с 13% поддержки. Следом — с рейтингом 8,5% — идут французские «зеленые», коалиция «Европа-Экология-Зеленые». Крайне левая «Непокорная Франция» Жан-Люка Меланшона может рассчитывать на 7,5% голосов, согласно опросу Ipsos. Список Социалистической партии Франции едва преодолевает 5-процентный барьер (5,5%), необходимый для прохождения в Европарламент. 4% — рейтинг крайне правой, суверенистской партии «Вставай Франция!». На 3% голосов может рассчитывать Коммунистическая партия Франции, центристы из Союза демократов и независимых UDI набирают всего полтора процента. Остальные списки (всего их 34), согласно институту Ipsos, пользуются поддержкой от силы одного процента избирателей каждый. Среди них — «Желтый альянс», представляющий протестное движение «желтых жилетов». Институт Ipsos проводит ежемесячный предвыборный опрос для парижского Института политических исследований Sciences Po, Фонда Жана Жореса и газеты Le Monde. Ежедневный опрос центра Harris interactive/Epoka фиксирует лидерство партии Марин Ле Пен — 24% голосов. Партия президента Макрона на втором месте с 22,5% поддержки избирателей. Рейтинг правых «Республиканцев» — 12,5%. Крайне левая «Непокорная Франция» набирает до 10% поддержки. Список «зеленых» опережает социалистов: 7,5% против 5%. Центр Harris interactive проводит опрос для телеканалов TF1-LCI, газеты Le Figaro и радио RTL. @RFI
Борьба программ: что обещают избирателям лидеры президентской гонки во Франции (от 2017) Французы ждут решения главных проблем: снижения уровня безработицы, ликвидации бюджетного дефицита, сокращения потоков нелегальных мигрантов и обеспечения безопасности граждан в условиях повышенной террористической угрозы. Но что же обещают избирателям сами кандидаты? RT представляет обзор программ четырёх лидеров президентской гонки: Марин Ле Пен, Франсуа Фийона, Эммануэля Макрона и Жан-Люка Меланшона. Reuters Основные пункты предвыборных программ совпадают у всех четырёх лидеров президентской гонки Единым фронтом против ЕС: как кандидаты в президенты видят развитие экономики Франции Экономические реформы во Франции занимают центральное место в предвыборных программах всех кандидатов в президенты. Примечательно, что... Особое место в программах кандидатов уделено проблемам безопасности и терроризма. Все четверо предлагают увеличить число полицейских и жандармов, а также создать дополнительные места в тюрьмах. Марин Ле Пен намерена нанять дополнительно 15 тыс. полицейских. Франсуа Фийон считает, что необходимо привлечь ещё 10 тыс. силовиков, а также объединить все структуры, обеспечивающие порядок, и вооружить муниципальную полицию. Эммануэль Макрон говорит о найме на работу 10 тыс. жандармов и полицейских, но в следующие пять лет. А Жан-Люк Меланшон обещает увеличить число правоохранителей, не называя конкретных цифр. По вопросам миграции лидеры предвыборной гонки разделились на два лагеря: левые Макрон и Меланшон предлагают мигрантам помощь, а правые Фийон и Ле Пен обещают французам защиту от наплыва мигрантов и считают необходимым ужесточение правил предоставления гражданства и убежища. Марин Лен Пен Дочь основателя Национального фронта Жана-Мари Ле Пена, Марин Ле Пен возглавила партию в 2011 году. Она смогла избавить движение от имиджа маргиналов и привести националистов в большую политику. Дистанцировавшись от известного своим радикализмом отца, Марин Ле Пен добилась того, что Национальный фронт вырвался в первую лигу французской политики и готов потеснить социалистов и республиканцев во власти. При этом она не отказалась от своих принципов и продолжает отстаивать идеи французского национализма. Основной акцент в её предвыборной программе сделан на вопросах терроризма и нелегальной миграции, что естественно для лидера националистической партии. Ле Пен предлагает следующие меры: установить квоту на приём мигрантов — 10 тыс. человек в год, запретить натурализацию людям, находящимся в стране нелегально, а также упростить и сделать более регулярной их высылку. Она также собирается запретить автоматическое воссоединение семей, выйти из Шенгенского соглашения и восстановить национальные границы. Мигранты на улицах Парижа Reuters Неконтролируемая миграция несёт дополнительные риски в виде роста террористической угрозы и ухудшения криминогенной ситуации. Марин Ле Пен предлагает самую полную программу по этим вопросам. Это создание 40 тыс. дополнительных мест в тюрьмах в ближайшие пять лет, а также введение реальных, не пересматриваемых пожизненных сроков заключения за наиболее тяжкие преступления. Ле Пен обещает закрывать любые организации, связанные с исламским фундаментализмом, а их активистов высылать. В её программе также предусмотрена борьба с киберпреступностью, прекращение финансовой помощи родителям несовершеннолетних рецидивистов, создание районной полиции и ряд других мер. Также по теме Две тысячи на президента Франции: на кого из кандидатов ставят букмекеры Международные и российские букмекерские конторы активно принимают ставки на кандидатов в президенты Франции. Россияне уже поставили в... Лидер Национального фронта планирует пересмотреть и позиционирование Франции на международной арене. В частности, Ле Пен предлагает восстановить торгово-экономические и политические отношения с Москвой, признав легитимным присоединение Крыма к России, сняв санкции и объединившись с Российской Федерацией в борьбе с исламским фундаментализмом. Кроме того, Марин Ле Пен намерена признать Башара Асада «главным союзником в борьбе с фундаментальным исламизмом». Разумеется, в программе Ле Пен предусмотрены меры по выводу французской экономики из кризиса. Франция должна покинуть еврозону и Евросоюз, взяв курс на «денежный, законодательный, территориальный и экономический суверенитет». Интеграционные проекты, такие как CETA (Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение) и TAFTA (Трансатлантическая зона свободной торговли), не приносят пользы французской экономике, считает Ле Пен. Выборы во Франции 2017: Марин Ле Пен
Эммануэль Макрон Основатель партии «Вперёд!» Эммануэль Макрон имеет опыт в области госуправления: с 2014 по 2016 годы он занимал пост министра экономики. Амбициозный политик подал в отставку летом 2016-го ради участия в президентской гонке, а ещё раньше он покинул правящую Социалистическую партию. Хотя развитие политической карьеры Макрона состоялось в аппарате Франсуа Олланда (два года Макрон работал заместителем генерального секретаря при президенте), он не разделяет экономический курс социалистов. На посту министра ему удалось принять закон, предусматривающий либерализацию некоторых секторов экономики. Придя к власти, он намерен отказаться от политики избыточного госрегулирования экономики, тормозящего её развитие. Макрон называет себя центристом, представляя достаточно сбалансированную программу. Также по теме «Нас пытаются обмануть»: что думают французы о предстоящих выборах президента Президентская гонка во Франции не выявила явного лидера, но чётко обозначила, чего хотят жители Пятой республики от будущего хозяина... Миграционную проблему Макрон предлагает решать с помощью «входного отбора». Нужно увеличить количество виз, выдаваемых талантливым людям и профессионалам, облегчить доступ к трудовому рынку студентам. При этом владение французским языком должно стать главным критерием при принятии решения о предоставлении гражданства. Знание законов и принятие ценностей Пятой республики также должны учитываться. Для защиты от нелегальной миграции Макрон предлагает укрепить границы. В области внешнеполитических отношений лидер партии «Вперёд!» предлагает наладить«независимый, полноценный и продолжительный» диалог с Россией на общеевропейском уровне, а также «организовать деэскалацию санкционного противостояния». Макрон считает Россию потенциальным партнёром Пятой республики по разрешению сирийского кризиса. Отношения с Москвой Эммануэль Макрон планирует выстраивать с общеевропейских позиций. В отличие от своих конкурентов по гонке, Макрон отстаивает необходимость ещё большей интеграции Франции в Евросоюз и считает идеи евроскептиков вредными. Выборы во Франции 2017: Эммануэль Макрон
Франсуа Фийон Фиойн — настоящий ветеран французской политики. Свою политическую карьеру он начал в 1976 году в качестве помощника депутата от департамента Сарта. Он постепенно продвигался по карьерной лестнице и занял в 2002 году пост министра труда. В 2007 году Фийон стал премьер-министром, а в 2013 году был избран в Национальное собрание Франции. На президентские выборы был выдвинут партией «Республиканцы», возглавляемой экс-президентом Саркози. Как и Эммануэль Макрон, Фийон считает, что спад экономической активности Франции связан с преувеличенной ролью государства в экономике и многочисленными препятствиями для предпринимательской деятельности. Он обещает отменить введённый социалистами налог на состояние для богатых французов, а также облегчить налоговый гнёт для предприятий, снизив его с 38% до 22%. Фийон планирует сократить бюрократический аппарат на полмиллиона служащих, увеличить продолжительность рабочего дня и повысить пенсионный возраст. Только жёсткие меры спасут экономику Франции, считает Фийон. Так же, как Макрон и Ле Пен, Фийон недоволен антироссийскими санкциями и призывает наладить с Москвой доверительный диалог. Решать миграционную проблему и вопросы безопасности он собирается комплексно. Для этого он предлагает организовать совместную конференцию по безопасности в Европе, а также разработать систему квот для приёма мигрантов, ориентируясь на возможности страны и способности кандидатов к интеграции. Он собирается ужесточить требования для воссоединения семей, пересмотреть участие в общеевропейских программах по приёму мигрантов, отказаться от государственного медицинского обеспечения мигрантов (за исключением экстренных случаев и помощи детям), а также сократить сроки рассмотрения заявок на предоставление убежища. Франсуа Фийон — евроскептик. В случае победы он собирается пересмотреть Шенгенское соглашение и точечно усилить контроль на границах. Выборы во Франции 2017: Франсуа Фийон
Жан-Люк Меланшон Свою политическую деятельность Меланшон начал с участия в леворадикальном молодёжном движении, состоял в рядах Национального союза французских студентов, принимал участие в протестах «Красного мая» 1968 года и занимался профсоюзной работой. Впоследствии вступил в Социалистическую партию, однако в 2008 году покинул её, чтобы стать одним из основателей Левой партии. Меланшон уже принимал участие в борьбе за пост главы государства в 2012 году, но уступил бывшему однопартийцу Франсуа Олланду, заняв в итоге четвёртое место. Меланшон — левый популист, он обращается к истории Великой французской революции и Парижской коммуне и призывает к ненасильственной революции. Он ратует за выход Франции из Евросоюза, считая, что именно Брюссель несёт ответственность за многие проблемы Пятой республики. В экономике Меланшон отстаивает социалистические идеи, предлагая брать пример с Уго Чавеса. Политика Социалистической партии представляется ему половинчатой. Его программа подразумевает увеличение налогов при одновременном росте социальных пособий. Кроме того, Меланшон планирует сократить рабочую неделю до 32 часов и продлить ежегодный оплачиваемый отпуск до шести недель в году. По мнению политика, эти меры помогут справиться с безработицей. Очередь на собеседование по вопросу трудоустройства в Марселе Reuters Внешнеполитическая программа Жана-Люка Меланшона включает создание альянса со странами БРИКС, выход Франции из Евросоюза и НАТО, а также из интеграционных проектов СЕТА и TTIP. Политик готов на конфликт с Вашингтоном, собираясь в случае своей победы предоставить убежище Эдварду Сноудену и Джулиану Ассанжу. К России Меланшон испытывает явную симпатию и даже предлагает открыть дискуссию по пересмотру границ бывшего Советского Союза ради признания Крыма российской территорией. Также по теме В ожидании перемен: кого поддержат на президентских выборах русские во Франции Фаворитами президентской гонки во Франции являются глава партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен, лидер партии En Marche! («Вперёд!»)... Большое внимание этот кандидат уделяет ближневосточной проблематике, планируя признать Палестину, а Сирии гарантировать независимость и неприкосновенность границ. Положить конец сирийскому конфликту, по его мнению, помогут свободные выборы под эгидой ООН. После этого международное сообщество должно помочь беженцам вернуться домой — в восстановленную и мирную Сирию. Те мигранты, которые останутся на территории Франции, должны получить больше прав и возможностей. Меланшон планирует предоставить право голосовать не французским гражданам, постоянно проживающим на территории страны, и упростить предоставление гражданства иностранцам, легально проживающим во Франции. Меланшон хочет пересмотреть и имеющееся антитеррористическое законодательство: не отправлять всех в тюрьму, а больше использовать альтернативные виды наказаний, а также нанять дополнительно две тысячи сотрудников в пенитенциарные учреждения. Выборы во Франции 2017: Жан-Люк Меланшон Фантазёры и реалисты Самые высокие экспертные оценки получила программа Франсуа Фийона — жёсткая, но реалистичная. За ним следует Франсуа Макрон: его программа теоретически способна вывести Францию из кризиса, но обладает серьёзными изъянами. Далее идёт Марин Ле Пен: недостаток её программы — чрезмерная политизированность, при этом Национальный фронт впервые обратился и к социальным проблемам, перехватив эту повестку у левых партий. На последнем месте – «оторванная от жизни» программа Жан-Люка Меланшона. «Программа Фийона вполне рифмуется с экономической ситуацией во Франции, которая накопила колоссальный внутренний долг, страдает от безработицы и бюджетного дефицита, — пояснил в интервью RT ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Фёдоров. — Фийон, пять лет занимавший пост премьер-министра, знает об этих проблемах не понаслышке. Эммануэль Макрон представил похожую программу, но с центристских позиций. Он рассчитывает угодить и нашим, и вашим: туманность формулировок программы — её главный изъян». Марин Ле Пен делает упор на суверенность и независимость от Брюсселя, а также от финансовых монополий. В условиях глобального рынка это не вполне реалистично, считает эксперт. Как отметил в интервью RT эксперт по Франции из Центра изучения кризисного общества Александр Вершинин, большинство кандидатов не представили цельных программ, их предложения мозаичны. Также по теме Не претенденты, а разочарование: более 80% французов недовольны кандидатами в президенты До президентских выборов во Франции остаётся меньше недели, а большинство избирателей до сих пор не определились, кому отдать свои... «Наиболее характерный пример — программа Макрона, которая сложена из разных фрагментов. Он взял самые популярные лозунги и составил из них центристскую программу. Марин Ле Пен сделала то же самое, только с правым уклоном», — считает Вершинин. Эксперты солидарны в оценках инициатив Жан-Люка Меланшона и называют его программу «фантастической» и «оторванной от реальности». «Жан-Люк Меланшон — крайне левый политик, что и определяет его программу. Например, он борется за экологию, призывая отказаться от атомной энергетики, а во Франции на АЭС приходится до 80% вырабатываемой энергии», — отметил Фёдоров. По словам Александра Вершинина, с наиболее взвешенной программой шёл на выборы Франсуа Фийон. Он предлагает набор действенных мер по выводу страны из кризиса. Но его репутация заметно пострадала в результате коррупционных скандалов. @RT
Очередные выборы в Европейский парламент, которые пройдут в странах ЕС с 23 по 26 мая, приобретают особенное значение в случае Франции. Волей электорального календаря это голосование оказывается первой возможностью для граждан, после президентской и парламентской кампаний 2017 г., высказаться по поводу курса действующей власти, используя бюллетени, а не бутылки с зажигательной смесью. Со всей четкостью в Пятой Республике обозначилась реальность лобового столкновения двух разнонаправленных сил, которые, скорее всего, разыграют лидерство между собой: еврооптимистов из движения «Вперед, Республика!» и евроскептиков из «Национального объединения». Параллельно пытаются найти свое место и другие партии, как претендующие на относительно заметное представительство в Европарламенте («Республиканцы», «Непокоренная Франция»), так и решающие более локальные задачи (социалисты, коммунисты, «Вставай, Франция!» и др.). В настоящей статье анализируется состояние дел во французской политике накануне европейских выборов — каких результатов рассчитывают добиться основные силы, за счет каких факторов и программных акцентов. В первую очередь речь пойдет о президенте Эммануэле Макроне и его движении «Вперед, Республика!»; затем об их главном оппоненте, «Национальном объединении» Марин Ле Пен; далее — о некоторых других партиях и лидерах. В завершение обозначены основные варианты исхода кампании и те тенденции политической жизни Франции, которые прослеживаются на текущий момент. «Вперед, Республика!»: навстречу Ренессансу Андрей Кортунов: Непредвиденная Европа Наиболее очевидная задача, стоящая перед Э. Макроном и его движением на этих выборах, — защитить ту проевропейскую повестку, которую глава государства настойчиво продвигал с самого начала своего мандата. Защитить, в первую очередь, от «националистов», против которых он откровенно обещаетиспользовать «всю свою энергию». К настоящему моменту президент инвестировал столько политического капитала в строительство единой Европы, что сейчас ему необходима только победа, легитимирующая все принятые решения. Как нетрудно догадаться, программа пропрезидентского движения «Вперед, Республика!» близко воспроизводит те идеи, которые Э. Макрон мог затрагивать в своих многочисленных выступлениях на европейскую тематику. Речь идет об ускоренном появлении единой армии, формировании общего бюджета еврозоны; обложении специальным налогом американских цифровых гигантов, отказе от политики свободной торговли со странами, не придерживающимися Парижского соглашения по климату, и т.д. Естественно, неслучайно сформулирован и лозунг кампании — «Европейский Ренессанс», это прямая отсылка к мартовскому обращению Э. Макрона к гражданам европейских государств, в котором он использовал это словосочетание. Выбор в качестве первого номера избирательного списка Натали Луазо, министра по европейским делам в правительстве Эдуара Филиппа, тоже наглядно подчеркивает связь с официальной линией действующего руководства страны. Более масштабная цель Э. Макрона и движения «Вперед, Республика!» — попытаться повторить на европейском уровне то, что им удалось сделать два года назад во Франции, то есть резко изменить в свою пользу всю партийную систему ЕС, прекратив доминирование право- и левоцентристов. Для этого необходимо, в идеале, создать некую новую группу в Европарламенте или присоединиться к уже существующей и приобрести в ней решающее влияние (наиболее очевидный вариант — «Альянс либералов и демократов за Европу», но с ним есть свои трения). Нужны и единомышленники из других стран — таковые в принципе уже обозначились («Граждане» в Испании, «Весна» в Польше и др.), но вот шанс на то, что все они синхронно одержат победы у себя дома, крайне низок. Кроме европейских перспектив, нынешняя кампания важна для Э. Макрона и с внутрифранцузской точки зрения, учитывая тот фон, на котором идет предвыборная борьба. В стране продолжаются, пусть и в меньших масштабах, протестные выступления «желтых жилетов»; идут ожесточенные споры по поводу различных реформ, предлагаемых правительством; недавно добавилась еще и общенациональная трагедия с собором Парижской Богоматери. Личный рейтинг президента в последние месяцы нельзя назвать высоким (колеблется вокруг 30%), а любой шаг первого лица изучается комментаторами под микроскопом. По разным причинам Э. Макрона уже оставили многие министры и советники, с которыми он начинал свое президентство. В таких обстоятельствах власть и лично президент должны продемонстрировать, что они умеют держать удар и способны в нужный момент консолидироваться, чему победа на евровыборах была бы весьма своевременным подтверждением. По всей видимости, в команде Э. Макрона очень внимательно изучили опыт кампании 2009 г., когда президент Николя Саркози, несмотря на непростую социально-экономическую обстановку, включился в агитацию за свою партию и помог ей добиться победы. Видимо, на похожий сценарий надеются и в нынешнем руководстве страны, выстраивая ассоциативный ряд «партия = президент». Сама за себя говорит одна из последних предвыборных афиш макронистов: крупный портрет главы государства, под ним размещен лозунг и, только мелким шрифтом, название движения. Предполагаемый результат «Вперед, Республика!» и их младших партнеров (с которыми макронисты идут единым списком) — от 21,5 (опрос Ipsos 5 мая) до 23 (Ifop, 7–10 мая), возможно, 24 (OpinionWay/Tilder, 2 мая) процентных пунктов.
«Национальное объединение»: за Европу наций Юрий Рубинский: Франция: итоги и перспективы президентства Эмманюэля Макрона Для «Национального объединения» (бывшего «Национального фронта») европейские выборы всегда были одной из главных точек приложения собственных усилий, уступающей по значимости разве что президентской гонке. Благодаря пропорциональной избирательной системе партии здесь гораздо легче добиться заметного успеха — ее уровня поддержки хватает не на считанное количество мандатов, как в период парламентских выборов во Франции, а на целую группу депутатских мест. В 2014 г. «Национальный фронт» уже занимал лидирующие позиции (24,8%, 24 депутата), и пять лет спустя руководство партии рассчитывает повторить этот успех. Это особенно важно сейчас, после неудачно проведенного второго тура президентских выборов 2017 г., когда могло показаться, что крайне правые уже достигли своего «потолка» и теперь будут откатываться назад. Хотя Э. Макрон последовательно демонизирует своих оппонентов, представляя их в качестве абсолютного зла и именуя «проказой», программа «Национального объединения» отнюдь не так радикальна, какой она могла быть раньше. Например, в ней больше не найти громких призывов к выходу из Евросоюза (т.н. Frexit’у) и полному отказу от единой валюты. Вместо этого партия предлагает просто иначе расставить акценты внутри ЕС: повысить в нем роль государств, отдать приоритет национальному, а не общему европейскому суверенитету. Сегодня крайне правые, хочет показать М. Ле Пен, не противостоят европейской идее в принципе — только тем формам, в которых она реализуется и которых предлагает придерживаться Э. Макрон. Возможно, самые жесткие из имеющихся теперь предложений партии — это упразднение Еврокомиссии (и передача права законодательной инициативы Совету министров ЕС), а также восстановление пограничного контроля между странами Шенгенской зоны. Важный симптом, говорящий о намерении «Национального объединения» приобрести более «удобоваримый» для умеренного избирателя вид, — партийный список возглавило новое лицо, 23-летний Жордан Барделла. Делая подобную ставку, крайне правые рассчитывают продемонстрировать, особенно молодежи, что за обновлением политики совсем не обязательно идти сразу к Э. Макрону — у них тоже есть разнообразие, кто-то еще, кроме семьи Ле Пен. Это представитель нового поколения партии, которое в перспективе должно окончательно избавить ее от негативного шлейфа и превратить в «нормального» участника политической жизни. Но пока этот процесс все равно идет под чутким руководством нынешнего лидера — М. Ле Пен постоянно сопровождает Ж. Барделла на митингах и афишах, да и сам он особо не скрывает, что является ее креатурой. Здесь важно добавить, что глава «Национального объединения» пошла на этот кадровый ход во многом вынужденно, ведь по закону от 2014 г., совмещение мандатов разных уровней в одних руках запрещено. Являясь с 2017 г. депутатом Национального собрания, М. Ле Пен делает выбор в пользу парламентской работы в собственной стране, а на нынешних евровыборах идет в списке под далеким 78-м номером, до которого распределение мест точно не дойдет. Что касается поиска союзников в Европе, то в этом плане «Национальное объединение» учло ошибку 2014 г., когда ему пришлось формировать фракцию постфактум, по крупицам отыскивая единомышленников уже в стенах Европарламента. В этот раз значительная часть переговорной работы была проделана заранее — в апреле 2019 г. была создана коалиция «Европейский альянс народов и наций», на основе которой «Национальное объединение» должно без проволочек создать крупную политическую группу вместе с «Лигой», «Альтернативой для Германии», Австрийской партией свободы, «Истинными финнами» и др. Правда, у истоков этого образования (совсем не гомогенного изнутри) стоял, скорее, итальянский вице-премьер М. Сальвини, чем Ж. Барделла или М. Ле Пен, поэтому в данный момент именно он пользуется статусом неформального лидера. Тем не менее у французских крайне правых наверняка будет одна из самых больших делегаций среди всех евроскептических партий, поэтому они все равно останутся в центре всех комбинаций на этом фланге политического спектра. Ориентировочный коридор, в котором может оказаться результат «Национального объединения», — от 21% (центр BVA, 30 апреля – 2 мая) до 24%(OpinionWay, 4–6 мая).
Остальные партии: вопрос выживания? Андрей Кортунов: Почему я не верю в евроскептиков Помимо двух явных фаворитов, другие партии тоже решают на этих выборах свои задачи, которые сводятся примерно к одним и тем же общим моментам: 1) напомнить о себе; 2) провести хотя бы несколько депутатов в Европарламент и, по возможности, обновить собственные кадры; 3) получить право на компенсацию предвыборных затрат из госбюджета. Например, «Республиканцы» используют эту кампанию, чтобы показать, что они еще не сошли с политической арены, несмотря на болезненные поражения 2017 г. Электоральная база этой силы существенно сократилась с уходом большей части центристов к Э. Макрону, а справа уже не первый год чувствуется конкуренция со стороны «Национального объединения». Однако какая-то ниша еще осталась — опросы дают от 11% до 14%; в самой партии нацеливаются преодолеть планку в 15%. В прежние времена такие цифры трактовали бы как провал, но думается, что в нынешних обстоятельствах третье место является еще вполне разумным ориентиром. Нынешний глава «Республиканцев» Лоран Вокье тоже предпочел участвовать в выборах не самостоятельно, а через свежее лицо — 33-летнего эссеиста и преподавателя Франсуа-Ксавье Беллами. Тот попытался разыграть карту защитника «европейской цивилизации» и умеренного критика ЕС, представляющего некий третий путь между макронистами и лепенистами. Для крайне левой «Непокоренной Франции» ситуация отчасти напоминает ту, в которой находится «Национальное объединение»: лидер партии Ж.-Л. Меланшон, будучи депутатом французского парламента, не претендует на мандат в Европе, как и М. Ле Пен. Здесь также делается ставка на новичка — 29-летнюю Манон Обри, в прошлом активистку неправительственных организаций. Ее главная задача состоит в том, чтобы превзойти партийный результат пятилетней давности (6,6%, четыре мандата). Судя по опросам, это вполне реально; более того, прогнозируемый сейчас показатель (порядка 10%) позволит при удачном развитии событий почти догнать «Республиканцев» на третьей строчке. Программа крайне левых развивает президентский проект Ж.-Л. Меланшона 2017 г., поскольку в ней тоже есть идея о «народном суверенитете», намерение покончить с бюджетным «диктатом» Брюсселя, стремление повысить социальные и экологические стандарты по всей Европе и т.п. Определена позиция и по России — «Непокоренная Франция» предлагает развивать с Москвой стратегическое партнерство и отклонять любые оборонные инициативы по линии ЕС и НАТО, направленные на Восток. Европарламент все же имеют свою специфику — они не так интересны населению, на них более активны радикалы с обоих флангов, крупные партии не всегда вводят в бой основные силы Партия «Европа Экология Зеленые» в последние годы практически исчезла с французской политической сцены. К концу президентства Франсуа Олланда «зеленые» погрузились во внутренние раздоры, на выборах 2017 г. не имели собственного представителя, присоединившись к Бенуа Амону. Следовательно, европейские выборы становятся для них шансом вернуться в реальную борьбу, тем более что в распоряжении партии, похоже, есть более-менее приемлемые 7–8% поддержки. Такой результат должен сохранить за «зелеными» несколько депутатских мандатов, в том числе для несостоявшегося кандидата в президенты Янника Жадо. С позиций социалистов существующий расклад близок к катастрофическому. Фактически не сумев самостоятельно найти лидера и сформировать избирательный список, они были вынуждены обратиться за помощью к небольшому левому движению под названием «Общественное место». Именно его глава, журналист Рафаэль Глюксманн, в итоге ведет за собой эту ситуативную коалицию, которая может не преодолеть проходной барьер в 5% (возможный результат по недавним исследованиям — 4,5%). Свободное падение Социалистической партии пока продолжается, и если она впервые в истории не попадет в Европарламент, то, скорее всего, можно будет подтвердить кончину организации в нынешнем виде. Более мелкие силы (справа — «Вставай, Франция!», «Патриоты»; слева — «Поколения», Коммунистическая партия и др.) тоже ориентируются либо на проходной барьер, либо на еще более низкую планку — 3%, при пересечении которой французское государство компенсирует часть затрат на избирательную кампанию. Ведь финансовый аспект, естественно, имеет существенное значение для малых партий с точки зрения борьбы за выживание. До 2014 г. включительно аутсайдерам лучше подходила и избирательная система, действовавшая на европейских выборах конкретно во Франции. Вся французская квота мандатов распределялась на восемь избирательных округов, и теоретически можно было заполучить несколько мест в Европарламенте за счет популярности в конкретном регионе. На этот раз такая схема не применяется, и мелкие партии вынуждены равномерно вести кампанию по всей стране, что могут себе позволить далеко не все. Следует также отметить, что в предстоящих выборах участвуют «желтые жилеты». Со стороны уличного движения подано сразу три избирательных списка, но ни один из них, скорее всего, не проведет своих представителей в Европарламент, ведь на практике они будут отбирать один и тот же протестный электорат друг у друга. Многие из тех избирателей, которые ранее могли симпатизировать «жилетам», уже определились в своих предпочтениях в пользу других партий. Сами списки возникли очень поздно, только к маю, когда не оставалось времени ни на проведение полноценной кампании, ни на выработку какой-то связной программы.
Варианты и тенденции Алексей Чихачев: Конституционная реформа Макрона: стать «сильнее», чем де Голль Если расчеты социологов адекватно отражают предвыборный баланс сил, а в последние дни перед голосованием не произойдет чьего-либо резкого взлета или падения (фактор неожиданности исключать нельзя), то европейская кампания во Франции может закончиться по одному из двух сценариев. Первый — победа движения «Вперед, Республика!». Э. Макрон сразу же преподнесет успех своих сторонников как решающую победу над популизмом, доказывающую правильность проводимого курса. В Брюсселе президент будет позиционировать себя в качестве главного триумфатора над евроскептиками и еще настойчивее продвигать свои интеграционные предложения. Второй — победа «Национального объединения». Как и в 2014 г., М. Ле Пен громогласно объявит свою организацию «первой партией Франции». По меньшей мере, крайне правые получат веское основание называть себя главными оппонентами действующей власти. Э. Макрон будет менее уверенно действовать на уровне ЕС и, возможно, подвергнет переработке свой проект для единой Европы, расставив в нем более «французские» акценты. Хотя здесь возможна и обратная реакция — президент все равно продолжит свой европеистский курс «назло» победившим популистам. Интрига состоит в том, что большого разрыва между фаворитами сейчас нет, поэтому маятник может с одинаковой степенью вероятности качнуться как в ту, так и в другую сторону. Соответственно, исход кампании зависит от малейших колебаний в процентах поддержки, что свидетельствует о следующих тенденциях. Политическое пространство Пятой Республики остается раздробленным. Ни одна сила, по всей видимости, не дотягивается до 30%, лишь две преодолевают планку в 20%. Более трети всех голосов могут распределиться между многочисленными мелкими политическими образованиями, из которых в лучшем случае несколько едва-едва преодолеют избирательный порог. Президентское движение «Вперед, Республика!» пока явно не превратилось в гегемона, выстраивающего вокруг себя всю партийную систему. В скобках стоит заметить, что, тем не менее, у макронистов, как и у «Национального объединения», на этих выборах пока самый дисциплинированный электорат. По данным Французского института общественного мнения (IFOP), по 80% сторонников обеих партий уже определились со своим выбором, тогда как у других сил этот показатель не превышает 65% (данные на 10 мая). В условиях низкой явки на европейских выборах (в 2014 г. — 42%, в 2019 г. ожидается примерно столько же) умение мобилизовать своих избирателей, без сомнения, является сильным козырем, во многом и обеспечивающим лидерские позиции. Общая последовательность политических сил Франции не слишком сильно изменилась с весны–лета 2017 г. Центристы и крайне правые держатся впереди, за ними идут «Республиканцы», крайне левые и все остальные. Напомним, что в таком же порядке распределились места в первом туре президентских выборов между Э. Макроном, М. Ле Пен, Ф. Фийоном и Ж.-Л. Меланшоном, хотя последние двое собрали существенно больше голосов (20% и 19,5% соответственно), чем их партии, похоже, получат сейчас. Можно ли разглядеть в такой системе тренд на бипартийность или, наоборот, многопартийность — вопрос открытый. Пока, скорее, это некий спонтанный формат «2+2», где участники каждой пары легко могут поменяться местами. Ход дальнейшей политической борьбы трудно поддается прогнозированию. Выборы в Европарламент все же имеют свою специфику — они не так интересны населению, на них более активны радикалы с обоих флангов, крупные партии не всегда вводят в бой основные силы. В свою очередь, когда начнутся «домашние» кампании с сугубо французской тематикой (например, муниципальные выборы 2020 г.), общая картина может оказаться несколько иной, и, вероятно, мы увидим если не новых фаворитов, то хотя бы другое процентное соотношение между основными игроками. Однако кто именно окажется на победной волне, будет решаться сейчас, в мае 2019 г. @russiancouncil