Как на самом деле снимают рекламные ролики В кино сегодня торжество компьютерных технологий, и в рекламе — тоже. Но компьютерная графика — так называемый пост-продакшн — удовольствие весьма недешевое и далеко не всем рекламодателям доступное. Большинство студий работают на натуре и по старинке — бабушкины способы обходятся дешевле и выглядят лучше. Хорошему режиссеру проще красиво снять настоящее яблоко, чем компьютеру это яблоко нарисовать так, чтобы было похоже на настоящее. Профессиональными секретами рекламного производства с «Новой» поделился продюсер одной из продакшн-студий. Имя он просил не называть. Реклама пива, несмотря на запреты демонстрации в дневное время, остается одной из самых распространенных. Белые хлопья пены, брызги, в которых отражается солнце, мощный янтарный поток обрушивается в кружку — такой кадр есть практически в любом пивном ролике. На съемках пива «Столичное» («Хочешь, я угадаю, как тебя зовут») сначала решили быть честными — актер набирал в рот именно пиво «Столичное». Но, говорят, к десятому дублю актер так напробовался реквизитного пива, что как-то забыл, чего от него требуется. Съемки перенесли на день, от использования пива пришлось отказаться. Вместо него — яблочный сок, он выглядит похоже. Кстати, пиво на съемках очень быстро выдыхается, поэтому часто в янтарный напиток добавляют сахар — лучше пенится. А когда нужно еще больше пены, используют обыкновенную пену для бритья. Использовать в роликах сок — не всегда экономично. Часто его заменяют подкрашенной водой. Также в рекламе шампанского используют содовую воду — она смотрится лучше и медленнее выдыхается. Пить настоящий кофе в рекламе — не только дорого, но и небезопасно. Съемочный день длится по 12 часов и больше. И весь день пить кофе — прямая дорога в ближайший медпункт. К тому же настоящий кофе не очень хорошо выглядит на экране: на поверхности образуются маслянистые пятна, которые неприятно отсвечивают. Поэтому вместо льющегося кофе используют подкрашенное растительное масло. Вместо сливок — эмульсионную краску. А актеры с видимым удовольствием делают глоток …выдохшейся кока-колы. Дымок потом можно на компьютере красиво пририсовать. На самом деле технический прогресс в области спецэффектов далеко шагнул. И в более бюджетных роликах используют вполне себе современные аэрозоли. С их помощью можно получить эффект пара на любой поверхности, который задержится на несколько минут. Или создать туман, или дымку. Или покрыть все пылью и паутиной. Правда, эти удовольствия тоже недешевы. Поэтому чаще применяют проверенные способы — например, иней на бутылке можно получить при помощи обыкновенной соли и лака для волос. …Как аппетитно выглядят фрукты и овощи. Яблоки, помидоры, перец! Свежие, спелые, с каплями росы… Идеальные предметы попадаются крайне редко — как правило, этому предшествует долгий отбор. Иногда приходится даже склеивать разные части яблок или помидоров, а затем натирать маслом — для блеска. А чтобы сохранить яркий цвет и на пленке, «реквизит» несколько минут обжаривают. А потом наносят капли росы. Раньше росу пытались делать с помощью обычной воды. Но под безжалостными софитами она моментально испаряется. Конечно, у специалистов есть капли, которые не высыхают. Но проще использовать… глицерин. Он не высыхает и отлично смотрится на стенках бокалов и кожице фруктов и овощей. Глицерин и желатин — вот главное оружие современного постановщика (того, кто создает реквизит). Глицерином можно «запотеть» бутылки. Или, например, натереть им жареную курицу, чтобы аппетитней блестела. А желатин — лучшее средство при съемках льда. Замороженные кубики практически не отличить от ледяных, зато они не тают и не меняют форму. У них в рекламе всегда рис желтенький и рассыпается, а бульон нежного золотистого цвета. Это все потому, что рис подкрашивают гуашью. А бульонные кубики крошат в кастрюлю с супом — только вместо супа подкрашенная вода. У настоящего бульона появляются капельки жира, которые некрасиво смотрятся на пленке и бликуют. А мороженое! Такое удивительное, воздушное и непременно вкусное. На самом деле мороженого, которое не растает за долгие часы съемки, в природе не существует. Поэтому вместо любимого сладкомолочного продукта используют… взбитое картофельное пюре. А вместо льющегося шоколада по этой же причине используют… клей ПВА. На втором месте после пива по распространенности — реклама майонезов. Но сами майонезы практически не снимают. Потому что те не совпадают то по цвету, то по консистенции. Поэтому часто в майонезную массу добавляют известь — выглядит белее, а льется лучше. Часто рекламный ролик снимается до того, как утвержден окончательный дизайн упаковки. Тогда снимают любой продукт, подходящий по форме, — брызгают на упаковку антибликом, чтобы не отсвечивала, и снимают. А уж после «вклеивают» новую упаковку на компьютере. На съемках одного майонеза по сценарию нужно было снять супермаркет, в котором на полках вместо продуктов сидят живые куры. Задача не из легких — усадить две сотни живых кур в три ряда. Кур нашли в хозяйстве, отобрали посимпатичнее. Посоветовавшись с ветеринарами, накачали птиц успокоительным. И все бы ничего, рассадили — только умиротворенные куры на полках заснули. Решение проблемы нашли быстро: между рядов бежал ассистент режиссера и хлопал в ладоши. Куры поднимали головы — оператор снимал. Ни одна несушка не пострадала. Снимать животных — это самое сложное, сложнее всех майонезов и детей, вместе взятых. Например, одна компания заказала новогодний ролик. Новогодний — значит, Дед Мороз на оленях. Упряжку оленей уговорили заменить одним оленем. Зоопарк выделил самого мирного — Гошу. В вольере Гоша, может, и был мирным, но на съемочной площадке пугался людей и яркого света и крушил все, что попадалось на пути. Пришлось применить смекалку и грубую физическую силу. Для начала оленя накачали снотворным, затем привязали тугие канаты. Вызвали из зоопарка зоотехника Марину, Гоша ее особенно любил. В итоге процессия выглядела так: Марина с морковкой впереди, за ней мужики, тянущие четырехсоткилограммового Гошу, за мужиками сонно переступает сам Гоша. Другой кадр: несколько крепких мужиков тянут сани с Дедом Морозом. Затем на компьютере их свели вместе — Гошу и сани. Все остались довольны. Кроме Гоши, наверное. Забавная история приключилась на съемках ролика с ежиком в главной роли. По сценарию ежик должен был подбежать к яблоку и его обнюхать. Ежа нашли быстро — одолжили в живом уголке. Что сделал еж, оказавшись в студии под ярким светомИ Правильно — свернулся в клубок. И так себе лежит. Его и ковыряли, и пинали, и уговаривали, и яблоком тыкали... Позвонили специалисту. Тот посоветовал: чтобы еж развернулся, на него надо дуть. Подули на ежа феном — действительно, еж развернулся и… удрал в темный угол. Догнали, развернули, подталкивают к яблоку. А он фыркает и обходит фрукт стороной. Снова звонят специалисту, тот умирает со смеху: ежи яблоки едят только в сказках! И в рекламе. И посоветовал натереть яблоко мясом. Мясное яблоко еж есть не стал, но обнюхал его внимательно, обдуваемый сзади феном. Эти решающие три секунды и вошли в ролик. …И все это для того, «чтобы продать людям то, что им абсолютно не нужно». Надежда ПРУСЕНКОВА
Я знаю одну знакомую собаку, которая учавствовала в съемках рекламы хрустящих подушечек... вспомнить бы название. Лет пять назад крутили рекламу типа соседи мальчик и девочка стоят на своих балконах и жуют эти подушечки, и вдруг у мальчика они заканчиваются и... жизнь во дворе замирает, пока девочка не кинула новую пачку подушечек парню. Так звездой там была собака, лающая во дворе, в рекламе ее показали от силы три секунды, но съемки длились не менее двух часов! Я на них присутствовала, никаких издевательств над животным замечено не было, ей бросали палку, она бегала за ней, лаяла, в общем развлекалась, как могла под прожекторами. Легко отделалась, как оказалось!