Музыкотерапия

Тема в разделе "Здоровье, Медицина, Страховки во Франции", создана пользователем Ivan, сен 22, 2007.

  1. Ivan

    Ivan Мастер

    Мы поглощаем музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на больных людей и ускоряет выздоровление.

    Доктор достает бланк и выписывает рецепт. В нем одно слово — “Моцарт”. ФантастикаИ Совершенная реальность. Целебные свойства музыки были известны издавна. Еще в Парфянском царстве в III веке до нашей эры с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств и сердечных болей. А в Библии было сказано, что пение и игра пастухов положительно влияют на рост стада. В эпопеях Гомера истекание крови из ран останавливалось благодаря мелодичным песням. Пифагор сочинял музыку, основанную на определенных мелодиях и ритмах, которые не просто лечили, но “очищали” человеческие действия и страсти, восстанавливая гармонию души. Однажды Пифагор с помощью музыки успокоил разъяренного мужчину, пытавшегося из ревности спалить дом, хотя сладить с ним не могли ни домочадцы, ни соседи. Древние китайцы считали, что музыка избавляет от всех недугов, которые неподвластны врачам. В России во второй половине XIX века физиологу Ивану Тарханову удалось установить, что радостные мелодии замедляют пульс. А с 1993 года музыкотерапия стала одним из самых популярных способов лечения в США. Американский доктор Гордон Шоу объясняет влияние музыки на здоровье воздействием вибрации звуков. Звуки создают энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы поглощаем музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Поэтому правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на больных людей и ускоряет выздоровление.

    Как это ни странно, лечебные свойства музыки никак не связаны с ее эстетической ценностью. Есть “плохая”, с точки зрения высокого искусства, но безвредная музыка. А есть музыка великих композиторов, отрицательно влияющая на психику человека.

    Музыка, которую можно назвать вредной, отличается частым диссонансом, отсутствием формы, нерегулярностью ритмов. Например, рок-музыка воздействует ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но их воспринимают наши органы, и это может действовать разрушающе на мозг по принципу “25-го кадра”. Экспериментально установлено, что если бой барабанов типа “там-тама” превышает 100 децибелов, слушатели падают в обморок. В Японии провели эксперимент: 120 кормящих матерей разделили на две группы. Одни мамы слушали классику, другие поп-музыку. В первой группе количество молока увеличилось на 20%, а у поклонниц “попсы” уменьшилось наполовину. Рок-музыка способна подтолкнуть психику человека к саморазрушению. До сих пор не выяснены истинные мотивы самоубийства солиста группы “Лесоповал”, гитариста группы “Черный кофе”, сотрудника группы “Технология”, гитариста группы “Алиса”. Психолог Азаров “прогнал” через компьютер все сочинения этих коллективов и обнаружил, что в их музыке часто повторялось одно роковое сочетание нот, ведущее к самоуничтожению. Психолог считает, что это и есть тот “звуковой яд”, который способен довести человека до сумасшествия. Но, возможно, все происходит как раз наоборот: люди, склонные к суициду, и пишут определенную музыку. Но если Вы поклонник рок-музыки в стиле Элвиса Пресли, “Роллинг Стоунз” или... :D Майкла Джексона — Вам нечего бояться! В небольших количествах такая музыка способна снять нервное и мышечное напряжение, нейтрализовать воздействие других громких или неприятных звуков.

    Некоторые музыковеды считают, что и классическая музыка может вредно воздействовать на здоровье слушателей. Таких произведений хоть отбавляй. К ним относят “Венисбергскую сцену” Вагнера и некоторые произведения Рихарда Штрауса. О музыке Штрауса президент Королевского музыкального общества говорил: “Из разлагающегося гнойника вырастает экзотическая зловещая очаровывающая красота. Примером такого очарования является музыка Штрауса, начиная с “Танца шести покрывал” и до конца: эта музыка ослепляет, соблазняет, вызывает отвращение и выражает оранжерейную красоту дьявольской, зловещей мертвенно бледной плесени, вырастающей на навозной куче”. Есть музыка, “заражающая” апатичностью, слабостью, страданием. Она может иметь очень большую художественную ценность, но приносит облегчение лишь самому композитору, являясь средством духовного очищения. А на слушателя действует, как психический яд. К этой категории принадлежат некоторые произведения Шопена, особенно его ноктюрны, в которых композитор дал выход своей меланхолии, слабости и ностальгии.

    Музыка может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение. Многие писатели и поэты рассказывали, что задумывали свои произведения во время прослушивания музыки или после. Так действует музыка композитора, который, пережив периоды стресса, боли, отчаяния, нашел в ней не только вдохновение, но и силу, и веру... Речь идет о Бетховене (бури в первых частях его сонат заканчиваются триумфом и спокойствием).

    Религиозная музыка дарит чувство покоя, она анальгетик в мире звуков, помогает справляться с болью, поднимает нас над уровнем повседневности в высшие сферы. Музыка Баха вызывает в воображении религиозные символы, особенно символ Храма, зовет к гармонии. Также воздействует и музыка Генделя.

    Музыка полезна и в конфликтных ситуациях. Психологи любят приводить такой пример. Супруги, оказавшиеся на грани развода, яростно о чем-то спорили на кухне. И вдруг младшая дочь заиграла в гостиной на пианино. Это был Гайдн. Отец и мать, словно очнувшись от гипноза, молчали несколько минут... и помирились...

    Но самая необыкновенная музыка у Моцарта: не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная — этот музыкальный феномен так и назвали — “эффект Моцарта”. Популярный актер Жерар Депардье испытал его в полной мере. Дело в том, что юный амбициозный Жеже, приехавший покорять Париж, плохо владел французским, и к тому же, заикался. Известный врач Альфред Томатис посоветовал Жерару каждый день по два часа, как минимум, слушать Моцарта. “Волшебная флейта” на самом деле может творить чудеса — через несколько месяцев Депардье говорил, как пел. А в монастыре Бриттани, прослушав Моцарта в исполнении монахинь, коровы давали вдвое больше молока. Японцы выяснили, что, когда музыка Моцарта звучит в пекарне, тесто подходит в десять раз быстрее. Самая лучшая рисовая водка-сакэ получается именно из дрожжей, “впитавших” Моцарта.

    Гармоничная музыка — лучший психотерапевт. Она снимает напряжение во время деловых переговоров, сосредотачивает внимание школьников и помогает быстрее запомнить новый материал. Если женщина кормит малыша, слушая любимые пьесы, то при первых же звуках знакомых мелодий у нее прибывает молоко. Для облегчения или ускорения анестезии музыку используют и стоматологи — главное, чтобы она была приятной, медленной и успокаивающей.

    Музыку можно слушать по-всякому. Психологами, например, было установлено, что беспорядочное слушание различной музыки по тому же радио оказывает положительный эффект.

    По восприятию музыки люди делятся на зависимых и чувствительных. Для первых мелодический фон — акустический наркотик, повышающий адреналин — у человека исчезает чувство одиночества, страха. Для второго типа людей музыка неприятна — им предпочтительнее тишина. Но абсолютная тишина для человека еще более разрушительна, чем рок-музыка. Если человека искусственно “погрузить” в “звуковой вакуум”, то он больше 40 часов не выдержит. В шумоизоляции теряется чувство реальности, уменьшается пульс, начинается депрессия. Недаром в средние века в монастырях громким пением и игрой на музыкальных инструментах спасались от искушений дьявола.

    Есть еще один тип музыки, который можно безопасно и с великолепными результатами использовать во всех случаях. Это детская и народная музыка. Она вызывает из памяти человека образ матери-ребенка и предлагает временную безопасность.

    В Америке доктор Логан изобрел бандажи для беременных с вмонтированными в них микростереоколонками, которые будущие мамы должны одевать на живот. Пояс соединен с плейером, на котором нужно прослушать специальную музыку на 60 аудиокассетах. Сегодня уже родилось более 1200 детей, слушавших подобранные мелодии в состоянии эмбрионов. Все малыши после рождения прошли стандартные тесты с показателем, в среднем, в четыре раза лучшим, чем у обыкновенных детишек.

    Там же, в США, доктор Шульман излечивает пациентов, предлагая им прослушать аудиокассету с шумами различных внутренних органов человека: сердца, легких, желудка, кишечника. По его мнению, больной организм, послушав гармоничные звуки здоровых органов, самостоятельно начинает выздоравливать.

    В Китае даже массово выпускают музыкальные альбомы с неожиданными названиями “пищеварение”, “мигрень”, “печень” — китайцы принимают эти произведения, как таблетки или лекарственные травы. В Институте звукотерапии (штат Аризона, США) музыкой даже отращивают волосы у облысевших. В Индии национальные напевы используются, как профилактическое средство во многих больницах. В Мадрасе открылся специальный центр по подготовке врачей-музыкотерапевтов.
    Светлана Ройз
     
  2. Ivan

    Ivan Мастер

    Использование музыки в целях воздействия на состояние человека

    Свойство музыки влиять на состояние человека применяется сейчас в терапевтических сеансах, рекламе, кино и т.д. Недостаточно глубоко изученное современной психологической наукой направление музыкотерапии и музыкосуггестии приносит, в том числе, неожиданные результаты использования музыки для воздействия на состояние сознания, особенно в массовом масштабе. Отсутствие рекомендаций, обоснованных научными исследованиями, позволяет выбирать новоявленным музыкальным «Кашпировским» и «Чумакам» дилетантский подход, при котором позиционируется авторитарность, подразумевающая, что любой продукт деятельности этой личности имеет обозначенное свойство, не зависимо от соблюдения технологии производства. Что выхолащивает саму идею правильного использования музыки в процессах позитивирования, терапии, реабилитации и профилактики стрессовых, депрессивных и патологических тенденций психики.

    В настоящий момент изучение влияния музыки как отдельное направление выделено в «музыкотерапию». Здесь исследуется связь изменений течения болезни с музыкой, применявшейся в период лечения. При этом акцент ставится не столько на музыке, как «сложной многоуровневой матрице» (Ю. Рыжов), а на вибрациях звуковых колебаний. Часто выделяется именно звуковые колебания с указанием числовых значений звуковых частот, которые резонируют с определенным участком мозга.

    Например, «низкий бета-ритм частотой 15 Гц интенсифицирует нормальное состояние бодрствующего сознания.
    Высокий бета- ритм частотой 30 Гц вызывает состояние, сходное с тем, которое возникает после употребления кокаина.
    Альфа-ритм частотой 10,5 Гц вызывает состояние глубокой релаксации.

    По ряду предварительных данных в этом состоянии мозг производит большое количество нейро-нептидов, повышающих иммунитет.

    Тета-ритм частотой 7,5 Гц способствует возникновению состояния, характерного для глубокой медитации.
    При низком тета-ритме частотой 4 Гц возникает иногда переживание, получившее в литературе название "путешествие вне тела".
    При частотах ниже 4 Гц возникает сильное стремление заснуть, трудность сохранения бодрствующего сознания» (А. Гончаров, 2003).

    Практически все разработки в области музыкального воздействия осуществляются медиками или, в лучшем случае, психологами.
    Но почти каждая работа содержит ссылки на результаты аппаратных исследований, где измеряется влияние отдельных звуковых частот или их совокупности, которая не является музыкой по определению. В словаре Даля: «МУЗЫКА – это искусство стройного и согласного сочетания звуков, как последовательных (мелодия, напев, голос), так и совместных (гармония, соглас, созвучие), равно искусство это в действии». Отсюда название направления как «музыкотерапия» является поспешным и необоснованным, хотя многие терапевты применяют на своих сеансах лечения и реабилитации именно музыку в классической формулировке, но предпочитают говорить о положительном влиянии звуков скрипки или органа.
    На наш взгляд, влияние музыки на состояние человека необходимо изучать с учетом всех аспектов музыкальной структуры. В структуре музыкального произведения мы можем выделить следующее:

    Телесно-двигательный аспект
    Эмоционально-динамический аспект
    Рефлексивно-медитативный аспект
    Суггестивно-трансовый аспект


    Все аспекты имеют прямое отношение с компонентами внутренней структуры музыки. Компонентно-структуральный анализ музыки дает возможность выделить темпо-ритмическую, гармоническую и мелодическую структуру, которые в свою очередь также имеют свойства подчеркивать нюансы изменений психофизического состояния. Это позволяет нам наблюдать изменения в психофизическом состоянии человека на протяжении звучания всего музыкального произведения. Воздействие музыкой мы рассматриваем в данном случае только как связь музыкального звучания с психофизической реакцией человека.
     
  3. Ivan

    Ivan Мастер

    Связь музыкального звучания с психофизической реакцией человека.

    Телесно-двигательный аспект

    Телесно-двигательный аспект влияния музыки самый древний по хронологии возникновения элементов музыкальной структуры. Это обусловлено простотой воспроизведения замысла – достаточно постучать палкой по выгнившему изнутри бревну, и уже возможен темпо-ритмический рисунок. Древний человек сделал такое открытие и использовал результаты для сопровождения ритуалов посвящения в воины, подготовки к охоте, которые подразумевали активное включение в себя телесно-двигательного компонента.

    Мы связываем его с темпо-ритмической компонентой музыкального произведения. В теории музыки темп - это скорость исполнения музыкального произведения. То есть одно и то же произведение можно исполнять в разном темпе. Здесь изменение состояния зависит от скорости восприятия музыки конкретным человеком. По нашему мнению, несовпадение скорости воспроизведения музыки с замыслом автора снимает значительную часть влияния музыкального произведения.

    Например, если «Лунную сонату» Бетховена проиграть в танцевальном темпе, то она уже потеряет свою романтичность и глубину, которая несколько столетий погружает слушателя в особое состояние сознания. Значит, очень важно накладывать все структуры музыки на соответствующий, правильный темп.

    Выбор темпа должен быть обусловлен целями автора. Темп марша, примерно 90 - 100 ударов в минуту. Естественной телесной реакцией в экспериментальных группах, на концертах при звучании марша была произвольная имитация марширования «на месте». Но, если в случае с концертом у слушателей мог «сработать» стереотип восприятия музыки, то нужно сказать, что вообще-то марш создавался именно с целью вызвать такую реакцию у тех, кто слышал его. Естественно возникнув из традиции коллективного марширования, марш пробуждает это желание совершенно естественно. Более тонкую организацию двигательной активности создают в музыке ритмические рисунки. Ритмом называется соотношение длительностей звуков в их последовательности. Объединяясь в определенных последовательностях, длительности звуков образуют ритмические группы (фигуры) из которых складывается ритмический рисунок.

    Темпо-ритм создает свое особое поле влияния на психо-телесные реакции человека. Самой распространенной реакцией человека в поле темпо-ритмической музыкальной структуры является танец. На молодежных дискотеках многие танцевальные композиции начинаются со звуков ударников(барабанов), что сразу же обозначает темп, на который постепенно накладывается ритмический рисунок. :Wink: Молодежь начинает танец сразу же, ведь для их танца не нужно больше ничего, эмоционально-двигаельный «выброс» произойдет даже, если барабаны будут звучать в одиночестве на протяжении всей композиции без гармоническо-мелодической поддержки. Впрочем, африканские племена и сохранившиеся племена северных народностей, а также индусы, в своих знаменитых рагах успешно используют свойства разнообразных темпо-ритмических сочетаний, исполненных исключительно на барабанах.

    Барабанный бой – лучшая иллюстрация прямой связи состояния человека с темпо-ритмической структурой музыки. В ходе экспериментов, которые были проведены нами в группах добровольцев (30 – 120 чел.), было сделано открытие, что монофоническое звучание барабана, в виде отбивания простого ритма способно пробудить телесно-двигательный аспект реакции человека (заставить танцевать тело – «тело в пляс пустилось»), когда темп достигает или превышает скорость биения сердца (130-140 ударов в минуту). При этом медленный темп, который в 2 – 3 раза медленнее сердечного, способен ввести человека в состояние транса. Этим свойством пользуются шаманы для введения в подобные состояния людей, участвующих в шаманских ритуалах.

    Одним из основных элементов холотропной сессии является побуждающая музыка (В. Козлов). Сессии, проведенные под музыку барабанов, проходили преимущественно с повышенной двигательной активностью. Даже те из «холонавтов», кто был пассивен в своих телесных проявлениях, рассказывали, что они представлялись себе шаманами или индийскими божествами (в зависимости от звучащей музыки). Но они не позволяли себе телесно включаться в воспроизводимый в сознании танец из-за разного рода внутренних запретов, которые на тот момент не были еще достаточно проработаны. То есть степень внутренней раскрепощенности предопределяет соотношение внутренних (эмоционально-образных) и внешних (активных двигательных) реакций на звучание барабанов в зажигательных ритмах.

    Темпо-ритмическая структура музыки может употребляться как способ диагностики эмоциональной закрепощенности и запретов, связанных с телом.
    Нами замечено, что человек, позволяющий своему телу соответственно реагировать на танцевальные ритмы, имеет меньше запретов, связанных с телом. Так сказать, вокруг его тела меньше морали. Но, если человек не позволяет себе включиться в звучащий ритм, то постепенно, оставаясь в зоне воздействия ритма (звучания музыки), его проблемные зоны (зоны контроля) дают о себе знать. Например, если импульс, запущенный танцевальным ритмом, не проходит в тело из-за эмоциональной подавленности, то человек очень скоро начинает раздражаться, поскольку возрастает напряжение именно в зоне его защиты. То есть потоки импульсов, направленных к телу должны блокироваться привычным способом, тратя на это больше ресурсов, чем обычно из-за увеличения интенсивности импульсов.

    Особенности влияния музыкальной темпо-ритмики помогает быстрее погрузиться в измененные состояния сознания. Темп, поддерживаемый только звучанием барабанов, с наложением часто повторяющихся ритмических рисунков не нуждается в подробной эмоционально-ментальной обработке. Эту информацию сможет «обработать» и тело. Эмоциональность и мышление освобождаются от участия в процессе реагирования, отдавая приоритеты телу. Если реакции тела совпадают с темпо-ритмическим звучанием, то тело «завоевывает» доверие и не требует дополнительного контроля. Смещение акцента в этом случае уже не является обычным явлением, и сознание оказывается в измененном состоянии, что можно определить по изменению мимики и движений тела. Особенно это касается экстремальных темпо-ритмических сочетаний. Не зря, так называемая «кислотная» молодежь, увлекающаяся употребляющая наркотики, предпочитает дискотеки в стиле «Хаус», «Транс» и «рэйв», где темп танцевальных композиций достигает 170-180 ударов в минуту, а звук ударных инструментов всегда звучит на переднем плане и громче, чем любые другие звуковые сочетания.

    В одной из телепередач о глухонемых инвалидах был сюжет о танцовщицах, которые не могли слышать музыку, но ориентировались на вибрацию пола, которую создавало громкое звучание барабанов. Их танец ничем не отличался от танцев их здоровых коллег, хотя строился только лишь на темпо-ритмической структуре музыки, под которую они танцевали.

    Дальнейшие исследования в этой области, мы уверены, дадут дополнительные сведения и позволят еще подробнее разобраться в вопросах влияния музыки на состояние человека в целом и выделить аспекты, наиболее эффективно погружающие сознание в нужные состояния.
     
  4. Алиска

    Алиска Свои

    В ожидании дальнейшх исследований в этой области может быть продолжим слушать то, что нам просто нравитсяИ Кстати, очень попрошу не путать Рихарда Штрауса с широко известными Иоганнами Штраусами (папой и сыном), так как музыка Иоганнов Штраусов резко отличается по стилю от "рихардовской". Музыка Иоганнов Штраусов очень лёгкая и жизнерадостная, на мой взгляд такая музка может только поднять настроение и уж никак не может причинить какой-либо вред.
     
  5. RINA

    RINA Свои

  6. Ivan

    Ivan Мастер

    Тихая музыка помогает работать с цифрами

    Сотрудники Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН исследовали влияние музыки на деятельность мозга. Они выяснили, что определенная музыка стимулирует работу мозга. В частности, в сопровождении тихой классической или рок-музыки, испытуемые распознавали цифры быстрее и точнее. Исследователи отметили, что музыка этих стилей и мощности стимулировала активность участка мозга, занятого распознаванием изображений. Результаты исследований опубликованы в "Журнале высшей нервной деятельности", (2009 год, том 59, №5).

    В исследовании приняли участие 19 здоровых правшей обоего пола в возрасте от 18 до 47 лет с нормальным слухом. Никто из них не был профессиональным музыкантом. Испытуемым показывали на экране арабские цифры 5, 6, 8 и 9, составленные из зажженных точек. Эти изображения экспериментаторы "зашумляли", либо выключая некоторые из этих точек, либо включая дополнительные в других областях экрана. На все стимулы испытуемый должен был реагировать нажатием соответствующей клавиши: при появлении цифры 5 или 6 он нажимал клавишу левой рукой, 8 или 9 – правой. Если зажженные точки располагались случайным образом и не составляли цифры (это называется "ложный стимул"), нужно было нажать клавишу "пробел". Каждый стимул показывали в течение 200 миллисекунд с интервалами 8-10 секунд.

    Первые 10 минут у каждого испытуемого регистрировали фоновую электроэнцефалограмму, затем он в течение 12,5 минут распознавал зашумленные образы, потом еще 12,5 минут делал это под музыку разной мощности и стиля. В каждом опыте звучала только одна музыка, а перерыв между опытами составлял от трех до семи дней. Участники эксперимента слушали записи группы "Rolling Stones" средней мощности 25 и 62 дБ, а также сочинения Моцарта также двух уровней мощности. С точки зрения профессиональных музыкантов, это тихая музыка. Но испытуемые слушали также громкую музыку, около 85 дБ, (произведения Моцарта, Шнитке, записи групп "Rolling Stones" и "Ария").

    Когда люди работали в сопровождении тихой классической (62дБ) или рок-музыки (25 дБ), они распознавали цифры быстрее и точнее. Исследователи отметили, что музыка этих стилей и мощности стимулировала активность участка мозга, занятого распознаванием изображений.

    Вместе с тем, громкая музыка разных стилей (классическая, рок, хард-рок, симфонический авангард) не влияла на долю правильных ответов, хотя определенные изменения в разных участках коры головного мозга исследователи отметили.

    Ученые пришли к выводу, что музыка стимулирует работу мозга в том случае, когда в соответствующих участках коры возникает возбуждение, уровни которого определенным образом соотносятся друг с другом.

    Другие виды деятельности ученые не исследовали. Однако, как отмечают авторы статьи, многие студенты и школьники занимаются, включив музыку, и уверяют, что она им не мешает.
    newsru.com
     
  7. Ivan

    Ivan Мастер

    Частота Счастья 432 Гц: музыка, способствующая выработке серотонина, дофамина и эндорфина

     
    yaroslava нравится это.