Объединение Православных Церквей Московского Патриархата

Тема в разделе "Новости и Политика Франции и России", создана пользователем Ivan, май 17, 2007.

  1. Ivan

    Ivan Мастер

    Еще полвека назад понятия «Зарубежной церкви» в России не существовало. Однако разделение православной церкви началось давно, еще в 1922 году. Этот год ознаменован известным собором в городе Сремски Карловцы в Югославии — Карловацким собором. Во главе этого «карловацкого» разделения стоял выдающийся иерарх Русской православной церкви, один из трех кандидатов на патриарший престол на Поместном соборе 1917-1918 гг. — митрополит, бывший Киевский и Галицкий, Антоний (Храповицкий).

    Весь мир станет свидетелями и участниками великого и святого дела воссоединения патриаршей и зарубежной частей единой Русской православной церкви. Сегодня, 17 мая, святейшим патриархом Алексием и первоиерархом Русской зарубежной церкви, митрополитом Лавром подписывается акт о каноническом единстве патриаршей и зарубежной частей Русской поместной церкви. В результате подписания акта Зарубежная церковь сохраняет свою внутреннюю самостоятельность, административную структуру, собственность.



    Но теперь Зарубежная церковь не является автокефальной, то есть полностью самостоятельной, она является частью Русской поместной церкви, поэтому решения ее Священного синода будут утверждаться патриархом Московским, его имя будет упоминаться за богослужением. Епископы Зарубежной церкви будут полноправными участниками соборов епископов Русской церкви, таким образом, происходит не подчинение Зарубежной церкви Московскому патриархату, а усиление ее влияния на Московский патриархат. И такое влияние можно только приветствовать: оно обогатит Русскую церковь. Таким образом, преодолено главное разделение Русской церкви, которая через свое воссоединение показывает пример нации, обществу и государству, ибо русские — самый большой разделенный народ в мире, а Россия — самая большая страна мира, до сих пор пребывающая искусственно разделенной и встречающая внешние препятствия в своем воссоединении. Таким образом, Русская церковь, восстановив свое единство, создала прецедент и показала пример духа, воли и действия, приведших к воссоединению, преодолению бешеного сопротивления лиц и сил, ненавидящих Русскую церковь и Россию.



    Зарубежная русская церковь — это часть Русской церкви, которая временно отделилась от церковного центра в Москве, пока он был зависим от большевиков. После падения коммунизма Московский патриархат и Русская зарубежная церковь прошли долгий и трудный, полный взаимных ошибок, путь к единству.

    Ключевым моментом стало принятие Русской церковью социальной концепции, своеобразной «Декларации независимости» Церкви, в которой она провозгласила верность святоотеческому принципу «священство выше царства». Согласно этому принципу Церковь имеет право на активное сопротивление богоборчеству, в том числе государственному. Также в декларации подтвердилось, что православие не учит подчиняться злу и мириться с ним, что Церковь по своей сущности является субъектом, а не объектом истории и политики и не может быть подчинена какой-либо политической силе. Наоборот, сами базовые ценности общества, в том числе ценности свободы, освящаются и находятся свою легитимность в Церкви.



    Зарубежная церковь, находясь в эмиграции, отстаивала именно такую позицию и не позволила подчинить себя ни нацистам, ни затем американским властям, представители последних пытались помешать воссоединению с Церковью на родине. Зарубежная церковь всегда обличала сервилизм и конформизм с антихристианством, и когда Церковь на родине подтвердила аналогичную позицию, процесс воссоединения сдвинулся с мертвой точки.



    Зарубежная русская церковь кричала на весь мир об уничтожении Церкви большевиками и прославила в 1983 году новомучеников и исповедников российских. Это подвиг правды, ведь в это время Церковь в России находилась под ярмом, с заткнутым ртом. Русская церковь отстаивала по всему миру честь и достоинство русского народа, когда те, кто готовил и осуществил расчленение России, поддерживали украинских и прочих сепаратистов, принимали «Закон о порабощенных нациях» (конгресс США).



    Зарубежная русская церковь неустанно повторяла, что русский народ является первой и главной жертвой коммунизма, и что именно большевики расчленили Россию, создав «самостийные» Украину, Белоруссию, Казахстан, отдав им и Прибалтике исконные русские земли. Зарубежная русская церковь сохранила наследие белой русской эмиграции, к ней принадлежали такие ее столпы как Иван Ильин и Иван Солоневич. Вместе с Зарубежной церковью возвращается и здоровый, а не суррогатный русский патриотизм, чистый, белый, без красных и коричневых пятен, преодолевающий главную беду русской политики, когда те, кто говорит, что любит Россию, отрицают свободу, а те, кто говорит, что любит свободу, не любит Россию.



    Зарубежная церковь вернет в Россию и здоровое почитание великого монархического периода российской государственности. Тем не менее, Русская церковь — за возрождение России, а не за реставрацию, за великое будущее на основе славного прошлого, а не за утопии возвращения в прошлое.
     
  2. Ivan

    Ivan Мастер

    Еще одно следствие воссоединения русского православия – это становление воссоединенной Русской православной церкви как мощной и духовно, и организационно силы, как субъекта религиозного действия мирового значения. Такая высокая субъектность Русской церкви значительно поднимает геополитическое значение России, делает ее местом, где принимаются решения в такой важнейшей сфере человеческого бытия, как сфера духовная. В контексте воссоединения все разговоры о кризисе и нестабильности в Русской церкви являются намеренной дезинформацией, попыткой сорвать диалог Церкви, общества и государства. Все разговоры о чистоте православия в единой Русской церкви закрыты, ибо эта чистота никем и ничем не нарушена — обе части единой Русской церкви согласились, что любое общение с инославием имеет одну цель – возвращение заблуждающихся и отпадших в лоно единственно истинной Православной церкви. И воссоединение даст мощнейший импульс к проповеди православия на Западе, где ее ждут. После кощунственного «рукоположения» в епископальной церкви США гомосексуалиста в «епископа Содомского» взоры всех здравомыслящих христиан Запада не могут не быть обращены к православию.



    Заметим, что в связи с этим надо прямо сказать, что параллели между воссоединением Русской церкви и диалогом со старообрядчеством также неуместны. В отличие от «зарубежников», у старообрядцев нет законной иерархии. Кроме того, в отличие от серьезных вопросов, которые ставит зарубежная часть Русской церкви, политизированные «неостарообрядцы» выдвигают Русской церкви невыполнимые и вредные условия — отказаться от миссии, от активной общественной позиции, уйти в добровольное гетто и признать старый обряд единственно возможным.



    Воссоединение Русской церкви раз и навсегда закрывает вопрос о легитимности Русской православной церкви. Теперь все попытки устроить церковный раскол, все игры в «альтернативное православие» обречены — единая Русская церковь сильна, крепка, несокрушима. Все, что вне ее — это раскол и не имеет отношения к православию.



    Прецедент воссоединения Русской церкви — это повод поднять знамя России как страны и народа с великим будущим, а не только славным прошлым, вернуть русским исторический оптимизм, волю к историческому творчеству и ответственность за него, понимаемую как сверхличный, сверхценный религиозный долг.
     
  3. Ivan

    Ivan Мастер

    Объединение церкви: почему это не произошло раньшеИ

    В храме Христа Спасителя в присутствии президента России Владимира Путина состоялось торжественное подписание Акта о каноническом объединении РПЦ - Русской православной церкви - с самым большим осколком прежнего единства, с РПЦЗ - Русской православной церковью за рубежом.

    Акт подписали патриарх московский и Всея Руси Алексий Второй и первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр.

    Состоявшее, наконец, долгожданное событие дает право на один внешне простой вопрос: почему этого не произошло раньшеИ

    Напомним кратко историю вопроса.

    Победа большевиков и гражданская война вынудили часть русских архиереев бежать вместе с остатками белого движения за границу. На первых порах бежавшие не видели себя вне лона общей матери русской церкви, но, террор против священников и полный разгром церкви на территории СССР, привел отколовшихся к радикализму и проклятьям в адрес безбожной власти. В годы войны Сталин частично восстановил разрушенный механизм православия: заработала часть храмов и монастырей, появилась возможность обучения новых священников. Все эти шаги архиереями за рубежом рассматривались крайне пристрастно и во многом несправедливо как союз московского патриархата с дьявольской силой, как лицемерие иерархов. Но постепенно энергия неприятия стала гаснуть, - слишком бесспорны были знаки восстановления церковной мощи после распада СССР - и, в конце концов, отрицание превратилось в анахронизм.

    С того времени, когда РПЦЗ в 2000 году возглавил первоиерарх, митрополит Лавр процесс церковного сближения стал реальным.

    Основной проблемой объединения была пролитая кровь.

    Зарубежные иерархи считали, что московская патриархия должна ясно и, главное, страстно высказать свое отношение к расстрелу царской семьи, к гибели белого движения, к невинно убиенным мученикам священнослужителям. Кроме того, зарубежные иерархи обвиняли верхушку РПЦ в сервильности. К этому требованию примыкало еще и беспокойство по поводу контактов российской церкви с другими ветвями христианства, например, с католиками.

    На юбилейном Архиерейском соборе православной церкви 2000 года часть этих претензий была снята. Собор торжественно причислил к лику святых страстотерпцев семью Николая Второго, а так же еще более тысячи новомучеников и исповедников. Вторым пунктом сближения стал документ об отношениях между церковью и государством, осуждающий всякую потенциальную сервильность и услужливость. И, наконец, Собором осуждалась какая-либо малейшая смычка между православием и католичеством.

    Ну, что тут сказатьИ

    Слияние двух церквей явно происходит под психологическим превосходством зарубежной церкви, которая выстрадала свою непогрешимость и, видимо, визит папы римского в Москву в ближайшие сто лет так и не состоится. Все, даже самые робкие контакты между ветвями единого дерева станут, скорее всего, невозможны. Хорошо это или плохо, разумеется, решать самой церкви, но не заметить некий катакомбный характер такой формы религиозной жизни нельзя.

    В мае 2004 года на расстрельном Бутовском полигоне состоялось символическое объединение двух церквей (я был на том богослужении), впервые митрополит Лавр, который прежде бывал в России только неофициально, как частное лицо, (часто инкогнито) в полном сиянии золотого облачения служил вместе с патриархом всея Руси Алексием Вторым общую литургию по убиенным. Сотни людей стояли посреди страшных полян и просек того страшного места, куда большевики закопали тела тысяч казненных священников, а заодно и тысячи тысяч врагов народа. Чудовищные двухсотметровые полосы черной земли на местах бывших рвов, куда тракторами, лопатами и голыми руками сбрасывали и мертвых и полуживых, были утыканы сотнями свечей, которые горели по горло в земном прахе.

    По сути, в этот день в России закончилась гражданская война.

    Тогда же состоялась закладка собора в память пролитой крови.

    19 мая именно в этом построенном соборе в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских состоится первая торжественная служба единства, которую отслужат вместе наш патриарх Алексий Второй и глава РПЦЗ митрополит Лавр. К этому моменту будут подписаны и основные документы о слиянии двух церквей. Отныне во главе зарубежного православия - а это 13 архиереев, 320 приходов и 20 монастырей в США, Австралии, Австрии, Германии и Южной Америке - будет стоять первоиерарх, утвержденный московским патриархом и священным Синодом, а высшей властью для РПЦЗ станут решения архиерейского Собора.

    Радуясь этому событию, нельзя не сказать о том, что именно сегодня православие пребывает в наиболее расколотом виде за всю тысячу лет своего существования. Отошли под Киевский патриархат миллионы верующих православных христиан украинцев. (Но и на Украине церковь расколота - часть приходов подчиняется московской патриархии).

    РПЦЗ лишь часть - хотя и важнейшая, - тех православных церковных юрисдикций, которые держат дистанцию с Московским патриархатом и не идут на тесное сближение. Тут можно назвать хотя бы автокефальную Православную церковь в Америке или Константинопольский патриархат. Да и в самой зарубежной церкви часть приходов и священников отрицает сближение и намеревается сменить юрисдикцию. Сейчас этот процесс, возможно, ускорится.

    Наконец, внутри России православие - вот уже 400 лет разорвано реформой Никона на две исполинские половины никониан (большинство) и старообрядцев. Причем старообрядцы набирают силу. Нельзя не сказать и об укреплении христианских сект в РФ. Тысячи людей добровольно собрались, например, в сибирскую общину Виссариона, который основал «Церковь Последнего Завета», и поставил во главу жизни не обряд, а духовный поиск совместного общежительства.

    Но, как это ни парадоксально, раскол естественная форма существования русского этноса, сегодня это становится окончательно ясно. Постоянное деление на белых и красных, патриотов и западников, славянофилов и русофобов, физиков и лириков, левых и правых, коммунистов и антикоммунистов, наконец, на верующих и атеистов придают российской ментальности ту устойчивость, с которой только и можно существовать на территории самого большого государства в мире. Это состояние раздробленности можно сравнить с ледоходом, который придает косной льдине, - обскурантизму и ортодоксии, - ту подвижность, которая необходима для существования христианской идеи.

    Наконец, само христианство, с незапамятных времен тоже пребывает в расколотом состоянии трех основных течений: православия, католичества и протестантизма, что, однако никак не умаляет ни силу, ни авторитет этой мировой религии.

    Статья Кирилла Фролова (Царьград Москва)
     
    Последнее редактирование: июл 14, 2007
  4. Ivan

    Ivan Мастер

    Если не увижу - не поверю

    Русская эмиграция восклицает как в свое время Апостол Фома: «Если не увижу - не поверю». Давно или никогда не видевшие Россию эмигранты не могут поверить, что Русская Православная Церковь свободна от гнета государства. Патриарху Московскому пришлось приехать самому, чтобы это доказать.

    Первый в истории визит предстоятеля Русской Церкви во Францию был настолько насыщен, что вполне мог бы составить программу нескольких поездок. Выступление в ПАСЕ, встреча с президентом страны Н.Саркози и другими представителями светской власти, переговоры и даже общее поклонение главной святыне Франции терновому венцу Спасителя с иерархами католической церкви.

    На фоне этих важных встреч несколько в тени осталось общение Патриарха с православным населением Франции в рамках посещения Корсунской епархии Русской Православной Церкви.

    Впрочем, Франция - только часть этой епархии, впрочем, самая главная. К ней также относятся Италия, Испания, Португалия и Швейцария. Во Франции же находится кафедра правящего архиерея, так как именно здесь и была учреждена эта епархия в 1960 г.

    Начало же было положено открытием в 1931 г. подворья. Маленький храм в честь трех вселенских Учителей и Святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, 50 человек прихожан - это все, чем располагала Московская Патриархия во Франции после революционных потрясений, когда основная часть верующих покинула ее, перейдя в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Те, кто остался, руководствовались тем, что смена политического строя никак не влияет на правильность вероучения.

    Собственно несогласие с такой позицией и легло в основу отделения Зарубежной Церкви в свое время. В эмигрантских кругах крепло убеждение, что оставшаяся при советской власти в России Церковь приняла эту власть не только юридически, но и чуть ли не догматически. Даже подписание Акта о каноническом общении 17 мая 2007 г. не убедило многих, кто как апостол Фома продолжали сомневаться.

    Так что выступление Патриарха в Страсбурге было адресовано, в частности, и этим «находящимся в рассеянии чадам». Как отметил в интервью исполняющий обязанности настоятеля Трехсвятительского кафедрального храма иеромонах Нестор (Сиротенко), посыл первоиерарха Русской Церкви был услышан и многими понят. Несогласие, прежде всего, проявила Константинопольская Патриархия, которая не хочет терять такое перспективное направление как быстрорастущая русскоговорящая паства. Впрочем, уезжая из России или СНГ не по идеологическим причинам, эта новая эмиграция тяготеет скорее к родной Московской Церкви и не принимает активного участия в богословских спорах. Костяк «сопротивления» воссоединению составляет волна диссидентов, покинувших Советский Союз в 1970-1980 гг. в среде которых живы старые стереотипы.

    Хотя, отмечает о. Нестор: «начало диалогу было все-таки положено». Патриарх Алексий встречался с представителями эмигрантских кругов, посетил кладбище и Русский Дом в Сэнт-Женевьев-де-Буа, совершил службу и на Подворье. Это, в общем-то, обычное дело оказалось очень важным для французской православной общественности. Доля православных во Франции едва превышает 1%. Тем не менее, остается немаловажным, в какую сторону будет обращено ее внимание, тем более что количество православных в этой стране постоянно увеличивается, прежде всего, за счет Корсунской епархии, по указанным выше причинам.

    «За последние семь лет она увеличилась больше, чем в три раза, - продолжает о. Нестор, - к нам ходят и потомки первой эмиграции и недавно приехавшие люди со всего бывшего Советского Союза. Вместе молятся люди и из Грузии, и из Прибалтики, и из Молдавии... Все со своими Корнями, но все говорят по-русски, дружат. Если в каком-то районе нет сербской или румынской церкви, то и сербы, и румыны тоже приходят к нам. И конечно, есть французы. Нельзя сказать, что это какой-то необычно большой прирост, но тенденция заметна. И потом - смешанные семьи. Сейчас даже в самом маленьком городе есть ассоциации русских жен. Часто мужья следуют за женами и венчаются, крестят детей. Служба ведется и по-русски, и по-французски в зависимости от того, носители какого языка преобладают в конкретном приходе. Увеличивается число священников - французов».

    Как же уживаются такие разные людиИ «Хорошо. У них просто нет другого выхода. Это главное условие христианского общения», - заключает о. Нестор. Для Церкви - это тоже единственный выход. После отъезда Патриарха во французском достаточно бурном межправославном общении повисла пауза. Передышка перед новыми спорами или начало пути к примирениюИ

    Надежда Узунова
     
  5. Ivan

    Ivan Мастер

    Россия выплатит долг Франции за аренду кладбища Сент-Женевьев-де-Буа

    Россия выплатит Франции около 700 тысяч евро задолженности за аренду участков на кладбище французского города Сент-Женевьев-де-Буа, где захоронены русские эмигранты. Соответствующее постановление подписал премьер-министр РФ Виктор Зубков, сообщает во вторник пресс-служба правительства.

    "Принять предложение Минфина РФ, согласованное с МИД РФ и Минкультуры РФ, о перечислении разового добровольного взноса России госказначейству Французской Республики на счет муниципалитета города Сент-Женевьев-де-Буа в размере 692,7 тысячи евро в счет погашения задолженности за аренду 648 участков для захоронения соотечественников на кладбище в целях возобновления истекших концессий на аренду в пользу родственников соотечественников, захороненных на этих участках, или в пользу законных правообладателей этих концессий", - говорится в документе.

    В декабре правительство России также решило выделить средства на восстановление и ремонт кладбища Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, где похоронены многие известные деятели русской культуры, такие как Иван Бунин, Дмитрий Мережковский, Константин Коровин, Андрей Тарковский и другие.
     
  6. Ivan

    Ivan Мастер

    Скончался глава РПЦЗ митрополит Лавр

    [rutube]0f7356154855fc5585abc31a2d2531b0[/rutube]​

    Скончался глава Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр. С его именем связано восстановление единства Русской православной церкви - 17 мая 2007 года он совместно с Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым подписал Акт о каноническом общении, положивший конец разделению Русской Церкви.

    Как сообщил РИА Новости секретарь Московского патриархата по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов, 80-летнего митрополита нашли мертвым в воскресенье около 14.00 мск. "Владыка Лавр скончался этой ночью в скиту в Джорданвилле. Он плохо чувствовал себя в последние дни", - сказал протоиерей Балашов, принимавший активное участие в процессе воссоединения РПЦЗ в Отечестве.

    Митрополит Лавр будет похоронен в Свято-Троицком монастыре в городе Джорданвилле (США), сообщил РИА Новости представитель Архиерейского синода РПЦЗ Михаил Селехов. Настоятелем этого монастыря митрополит Лавр был с 1976 года. Собеседник агентства отметил, что точная дата похорон митрополита пока не определена, но, вероятней всего, траурная церемония состоится в четверг.

    Соболезнования в связи с кончиной первоиерарха РПЦЗ выразил Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, а также российские католики и мусульмане.

    Место в истории

    Митрополит Лавр сыграл ключевую роль в воссоединении единства Русской Церкви.

    Как заявил секретарь Московского патриархата по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов, "этот иерарх вошел в историю как человек, у которого достало и мудрости, и мужества, чтобы положить конец церковному разделению, продолжавшемуся несколько десятилетий". По его словам, восстановление единства церкви стало "делом жизни митрополита Лавра".

    "К этому историческому событию, которое состоялось в мае 2007 года, вел долгий и непростой путь, и митрополит Лавр вел Русскую зарубежную церковь по этому пути", - сказал Балашов.

    Акт о каноническом общении, приложение к нему и другие документы, связанные с долгожданным воссоединением Русской зарубежной церкви с Московским патриархатом, были разработаны встречными комиссиями, созданными в конце 2003 года.

    Семнадцатого мая 2007 года в храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и председатель Архиерейского синода РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали судьбоносный документ в присутствии президента России Владимира Путина, принимавшего активное участие в объединительном процессе.

    Согласно Акту о каноническом общении, РПЦЗ "пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью поместной Русской православной церкви". Она "самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей полнотой Русской православной церкви".

    Вместе с тем, с подписанием документа "вышестоящей инстанцией церковной власти" для РПЦЗ стали "Поместный и Архиерейский Собор Русской православной церкви". Первоиерарх Зарубежной церкви избирается ее Архиерейским Собором и утверждается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом РПЦ.

    Как сказано в разъяснениях к акту, с вступлением его в силу РПЗЦ утрачивает свой "временный канонический статус, обусловленный существованием в России безбожной власти".

    Отделение РПЦЗ от Церкви в Отечестве произошло в 20-е годы прошлого века вследствие революции, гражданской войны и богоборчества большевистского государства.

    Восстановление церковного единства означает преодоление вражды и разобщенности русских людей, живущих в России, и потомков белоэмигрантов, вынужденно покинувших родину около 80 лет назад. Теперь духовенство и миряне Зарубежной церкви и Московского патриархата вместе совершают евхаристию (причастие) и другие церковные таинства. Находясь вдали от дома, верующие посещают храмы друг друга.

    Русская зарубежная церковь насчитывает более десяти архиереев, около 300 приходов и 20 монастырей в разных частях света. Большая часть приходов расположена в Америке, Австралии, Германии, Франции и ряде других стран Западной Европы.
     
    Последнее редактирование: мар 17, 2008
  7. Ivan

    Ivan Мастер

    Кто сменит митрополита

    Новым первоиерархом Русской православной церкви за рубежом станет один из 11 епископов, входящих в ее Архиерейский синод, которому предстоит избрать главу РПЦЗ. Скорее всего, синод соберется на заседание после Пасхи - после 27 апреля.

    Близкие к РПЦЗ источники полагают, что самыми реальными и влиятельными кандидатами на пост первоиерарха являются Архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион (первый заместитель председателя Архиерейского синода) и Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (второй заместитель председателя синода).

    Шестидесятилетний Архиепископ Иларион (Игорь Капрал) - уроженец Канады. Его родители - выходцы из Волынской области на Украине, эмигрировавшие в 1929 году во время польской оккупации, сопровождавшейся "ополячиванием Западной Украины", как отмечается в его официальной биографии.

    Он закончил Свято-Троицкую Духовную Семинарию в Джорданвилле и Сиракузский университет, где был удостоен звания магистра славянских наук и русской литературы. Будучи епископом Манхеттенским, Владыка отвечал за приходы в штате Пенсильвания, а также был утвержден в должности заместителя секретаря Архиерейского синода.

    "Через десять лет, благодаря архипастырским трудам епископа Илариона, число приходов в Восточно-Американской епархии возросло до 64. Посещая приход за приходом, Владыка снискал любовь и уважение тех, с кем он общался", - отмечается в биографии.

    [rutube]defb83e72c16244c8f07a00e8cf92bb8[/rutube]​

    В 2003 году Иларион награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке, а на Архиерейском Соборе 2006 года определен первым заместителем председателя Архиерейского синода с местопребыванием в Нью-Йорке.

    Вторым реальным кандидатом на пост митрополита называют Архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка. 69-летний уроженец Саксонии (в миру Михаил Арднт) имеет необычную для священнослужителя биографию. В 1960 году будущий владыка Марк поступил добровольцем на военную службу в армию Западной Германии, прослужив в ней около полутора лет. Он достиг чина старшего лейтенанта, но в последствии избрал духовную, а не военную карьеру.

    Марк известен тем, что много сил приложил для единения русской и русской зарубежной церквей. В 1993-1997 он возглавлял процесс диалога между двумя русскими православными епархиями (Московского патриархата и Русской зарубежной церкви) в объединенной Германии, с 2000 года был председателем комиссии по вопросам единства Русской Церкви, а с 2003 года - председателем комиссии Русской зарубежной церкви по переговорам с Московским патриархатом.

    Повод для расколаИ

    Как полагают эксперты, кончина митрополита Лавра и избрание нового первоиерарха может стать новым поводом для раскола Русской зарубежной церкви, которая не единодушно отреагировала на единение с Русской православной церковью, ставшее знаковым событием в жизни России и русского зарубежья.

    "Есть опасения, что раскольники предпримут новую атаку на раскол зарубежной церкви, хотя мы надеемся, что этого не произойдет", - сказал РИА Новости секретарь представительства Московского патриархата в США Александр Абрамов.

    Минувшим летом Русская православная церковь за границей обратилась с "последним увещевательным письмом" к тем, кто не признал воссоединение православных церквей. Так, Архиерейский синод постановил обратиться к епископу Агафангелу, "предупреждая о том опасном и канонически скользком пути, который он и его сторонники избрали".

    Епископ Таврический и Одесский Агафангел отказался признать воссоединение русской и русской зарубежной церквей, как и подчинение любым распоряжениям Московской патриархии, в чем его поддержали и некоторые другие духовные чины зарубежья. В состав епархий епископа Агафангела входят все приходы РПЦЗ на Украине, в Молдавии и Белоруссии. К раскольникам примкнули несколько епархий, в частности, в Южной Америке.

    И все же подавляющее большинство поддержали Акт о каноническом общении, который восстановил единство Русской церкви, полагая, что состоявшееся воссоединение также поможет преодолению последствий старообрядческого раскола XVII века.

    "Для Русской православной церкви лучшим кандидатом будет тот, кто получит более всего поддержки и не допустит попыток раскола", - заявил Абрамов.

    Биография митрополита

    [​IMG]

    Будущий митрополит Лавр (в миру Шкурла Василий Михайлович) родился 1 января 1928 года в городе Ладомирово (Чехословакия, ныне Словакия) на Пряшевской Руси, по национальности карпаторосс.

    В 11-летнем возрасте вступил в братию монастыря преподобного Иова Почаевского в Ладомирово, основанного иноками Почаевской лавры, а в 1944 году стал послушником монастыря. В 1946 году эвакуировался вместе с монастырем в Джорданвилль, где был основан новый Свято-Троицкий монастырь, ставший впоследствии духовным центром РПЦЗ.

    В 1947 году пострижен в рясофор, а 19 марта 1948 года в мантию с наречением имени в честь св. мученика Лавра. Постриг совершил архиепископ Виталий (Максименко), основатель Свято-Троицкого монастыря; 14 января 1950 года рукоположен в иеродиакона, а 27 июня 1954 года в иеромонаха.

    С 1954 года и до последнего времени преподавал в Свято-Троицкой семинарии догматическое богословие и каноническое право. С 1958 года инспектор семинарии. 6 сентября 1959 года был возведен в сан игумена. 17 апреля 1966 года возведен в сан архимандрита. 13 августа 1967 года хиротонисан во епископа Манхэттенского, викария Восточно-Американской епархии и назначен секретарем Архиерейского Синода.

    С 18 июля 1976 года настоятель Свято-Троицкого монастыря и управляющий Троицко-Сиракузской епархией; с 12 октября этого же года правящий архиерей и ректор Свято-Троицкой семинарии (сменил на этих постах архиепископа Аверкия (Таушева) и главный редактор журналов "Православная Русь", "Православная жизнь" и "Православный путь".

    В 1981 году возведен в сан архиепископа. 10 июля 2000 года Архиерейским синодом назначен заместителем первоиерарха РПЦЗ. До этого последовательно занимал посты заместителя секретаря и секретаря Архиерейского синода, а с 10 июля 2001 года исполнял обязанности Первоиерарха РПЦЗ в должности его заместителя.

    На Соборе 17-27 октября 2001 года был избран первоиерархом Русской православной церкви за границей митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским.

    [rutube]73792b149a03cb8bafec5e75fd8e6fea[/rutube]​
     
    Последнее редактирование: мар 17, 2008
  8. Ivan

    Ivan Мастер

    Семинария Русской православной церкви появится в Париже

    Духовная семинария Русской православной церкви откроется в Париже, постановил Священный Синод РПЦ, очередное заседание которого прошло во вторник в Москве под председательством патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

    "Канцлером православной духовной семинарии в городе Париже, Франция, назначить Преосвященного архиепископа Корсунского Иннокентия", - сказано в постановлении Синода, опубликованном на сайте Московской патриархии.

    Ректором семинарии назначен клирик Корсунской епархии иеромонах Александр (Синяков).

    Корсунская епархия РПЦ учреждена в 1960 году и объединяет 34 прихода и монастыри РПЦ на территории Италии, Испании, Португалии, Франции и Швейцарии. Кафедральный город - Париж.

    Ольга Липич
     
  9. Ivan

    Ivan Мастер

    Русская церковь почтит память умершего 40 дней назад митрополита Лавра

    Духовенство и миряне почтят память скончавшегося 40 дней назад первоиерарха Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) митрополита Нью-Йоркского и Восточно-Американского Лавра, сыгравшего выдающуюся роль в восстановлении единства РПЦЗ с Московским патриархатом.

    "По определению Архиерейского Синода, в этот день поминовение почившего первоиерарха Русской зарубежной церкви будет совершаться на Великом входе за Божественной литургией Великого четверга, а торжественные панихиды - на Радоницу", - сообщает официальный сайт РПЦЗ.

    Радоница - вторник недели, следующей за пасхальной, - считается днем ежегодного общецерковного поминовения усопших. Сороковой же день кончины отмечается особо, потому что, по учению Церкви, на протяжении 40 дней после смерти человека его душа готовится к Божиему суду. Считается, что с первого по третий день душа почившего находится в местах его земной жизни, с третьего по девятый - наблюдает райские обители, с девятого по сороковой - адские мучения, а на сороковой день определяется, где душа умершего будет пребывать до Страшного суда.

    Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, отвечая на вопросы журналистов накануне в Москве, отметил, что он молится об упокоении души митрополита Лавра.

    Владыка митрополит Лавр был молитвенник, и дело его жизни было подписание канонического акта о воссоединении с Московским патриархатом, сказал Алексий Второй. По его словам, митрополит "сделал великое дело".

    Акт о каноническом общении РПЦЗ с Московским патриархатом, восстанавливающий единство Русской церкви после многолетнего разделения, порожденного революцией, Гражданской войной и богоборческой властью большевиков, был подписан митрополитом Лавром и Алексием Вторым 17 мая 2007 года в московском храме Христа Спасителя.

    То, что сделал владыка митрополит Лавр, будет продолжено, отметил патриарх.

    Восстановление церковного единства означает преодоление вражды и разобщенности русских людей, живущих в России, и потомков белоэмигрантов, вынужденно покинувших родину более 80 лет назад. Теперь духовенство и миряне Русской зарубежной церкви и Московского патриархата вместе совершают евхаристию (причастие) и другие церковные таинства. Находясь вдали от дома, верующие посещают храмы друг друга.

    Ольга Липич
     
  10. Ivan

    Ivan Мастер

    Событие, усмирившее Манхэттен

    В Нью-Йорке прошло знаменательное для всех православных верующих событие. В патриаршем Свято-Николаевском соборе состоялось совместное пасхальное богослужение - первое после объединения двух ветвей русского православия. Символом этого единства стал образ Курской Коренной Богоматери. Эта икона - одна из главных церковных святынь, первые упоминания о ней датируются еще XIII веком.
     
  11. Ivan

    Ivan Мастер

    Возвращение Даниловской звонницы

    Исторический ансамбль колоколов московского Свято-Данилова монастыря после почти 80-летнего пребывания в Гарвардском университете (США) вернется в родную обитель.

    [rutube]2b04d2f54e4db05441f72224468a8241[/rutube]​

    "Возвращени е Даниловских колоколов станет символом возрождения в России традиций меценатства", - сказал председатель правления культурно-историческ ого фонда "Связь времен", реализующего проект возвращения звонницы, Владимир Воронченко.

    Автоколонна с закрепленными открытым способом колоколами подъедет к столице со стороны Ленинградского шоссе и продолжит путь к Данилову монастырю по МКАД и Варшавскому шоссе. Автопоезд будет сопровождать кортеж машин ГИБДД.

    К 16.15 мск звонницу доставят на площадь Серпуховская застава вблизи монастыря (метро Тульская), где все желающие смогут вблизи увидеть красоту литья, изящество узоров и тонкое исполнение икон на старинной меди колоколов.

    В 16.00 мск из Даниловой обители к Серпуховской заставе - навстречу возвращающейся святыне - выйдет крестный ход.

    После торжественной встречи автоколонны, выступлений наместника Данилова монастыря архимандрита Алексия, представителей столичных властей и фонда "Связь времен" колокола крестным ходом доставят в обитель и установят на площади.

    Освящение возвращенной звонницы совершит 12 сентября патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В этот же день фонд "Связь времен" официально передаст Данилову монастырю документы о праве собственности на исторический ансамбль. После церемонии состоится первый звон во все прибывшие колокола.

    Примечательно, что обратный маршрут звонницы практически полностью повторил путь, которым ее в свое время вывозили в Америку. Колокола покинули США 8 августа на океанском лайнере. В порту немецкого города Бремерхафена их погрузили на две специальные автоплатформы и отправили на пароме в Петербург.

    Первыми в России звон исторических Даниловских колоколов услышали именно жители северной столицы. Затем звонницу торжественно встречали Великий Новгород и Тверь.

    Исторический ансамбль обители, насчитывающий 18 колоколов, формировался на протяжении сотен лет. Старейший колокол датирован 17 веком, последний по времени создания - 1904 годом. Самый большой колокол был отлит в 1890 году на заводе Финляндского в Москве и весил около 13 тонн.

    В начале 30-х годов прошлого века Данилов монастырь закрыли, колокола хотели отправить на переплавку. Но по совету профессора Гарвардского университета Томаса Виттемора, находившегося в то время в Москве с благотворительной миссией, американский промышленник Чарльз Крейн выкупил звонницу у советского правительства по цене бронзы и подарил ее Гарварду.

    В 1931 году русские колокола разместили на территории университетского городка, на башне только что построенного студенческого общежития Лоуэлл-хаус. С тех пор они неизменно звонили в течение четверти часа каждое воскресенье и в праздничные дни, а также оповещали гарвардцев о начале футбольных матчей.

    Первые попытки вернуть уникальный колокольный ансамбль в Россию были предприняты еще в 1980-х годах. Но заметный прогресс в переговорном процессе наметился лишь в 2004 году, когда учредитель фонда "Связь времен" Виктор Вексельберг откликнулся на обращение патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго и взял на себя расходы по реализации проекта.

    Одним из главных условий возвращения даниловских колоколов в Россию стало изготовление максимально точной копии старинной звонницы для Гарварда. Требуемые копии 18 колоколов были отлиты в 2007 году на воронежском колокололитейном заводе "Вера". Патриарх назвал их "лучшими в церковном искусстве современности" и освятил в июле 2007 года перед отправкой в США. А 12 сентября 2007 года самолетом из США в Россию вернулся первый из 18 исторических колоколов - "Будничный" .
     
  12. Ivan

    Ivan Мастер

    Православная Европа

    Париж, почитаемый культурной столицей мира, понравился мне почти с первого взгляда. Широкие проспекты, красивые дома, довольно приветливые люди. Вопреки сложившемуся стереотипу (о языковом национализме), парижане охотно отвечали на мои вопросы по-английски, не требуя от меня знаний французского языка. Правда, одна француженка попыталась подкорректировать то, как я произношу название станции метро «Nation» («Насьон»), но сделала это доброжелательно и любезно и, наверное, из самых благих побуждений.

    [​IMG]

    Париж туристический особо меня не удивил. Все оказалось примерно так, как я и ожидал: трехчасовое стояние в очереди у Эйфелевой башни, суетные «любители» у Джоконды в Лувре, ловящие момент, чтобы, не обратив на себя внимание охраны, сфотографировать знаменитый шедевр Леонардо да Винчи. Добавьте к этому немного скромный (по сравнению с Петродворцом) Версаль, винтовую лестницу Триумфальной арки (подъем по которой весьма мучителен), собор Парижской Богоматери (с бережно сохраняемым в нем терновым венцом Спасителя) – и вы почти завершите тот список достопримечательностей, ради которых миллионы людей устремляются во французскую столицу. Впрочем, я немного циничен: по тому же Лувру можно бродить не один день, если вы настоящий ценитель древней культуры и искусства.

    Реальное православное присутствие во Франции восходит к XIX веку, когда в стране начали открываться русские, греческие и румынские приходы. Значительное укрупнение православной диаспоры в XX веке тесно связано с политической эмиграцией из России, Сербии, Ливана, а в последние годы – с экономической эмиграцией из стран Восточной Европы. К сожалению, далеко не всегда потомки эмигрантов первой волны сохраняли веру своих отцов и матерей. Для некоторых из них вероисповедный вопрос терял актуальность и остроту – наверное, к огромной скорби их родителей, для которых принадлежность Православной Церкви была неотъемлемой частью повседневного бытия.

    Православный Париж (в лице его отдельных представителей) встретил меня не очень ласково. Архиепископ Корсунский Иннокентий давать интервью отказался, сказав: «Есть помощники, с ними и разговаривайте». Немного смущенный резкостью отказа, я отправился на встречу с рекомендованным «помощником» – игуменом Нестором (Сиротенко), настоятелем храма во имя Трех святителей (кафедральный собор Корсунской епархии). Но увы, и здесь мне был оказан не самый доброжелательный прием. Отец Нестор, коротко отвечая на вопросы белорусского гостя, дал понять, что у него нет особого желания со мной беседовать. А в конце разговора откровенно признался:

    – Не нравится мне ваша идея, вот и все. Вы, наверняка, напишете то, что не будет соответствовать действительности: потому что при первом впечатлении глубоко понимания не возникает.

    Мне трудно было не согласиться с моим собеседником насчет «глубокого понимания при первом впечатлении», но ведь я и не планировал «копать вглубь», добираясь до неких сокровенных слоев французского Православия. Меня больше интересовало происходящее сейчас, в наши дни. Ну, а то, что мои заметки в какой-то степени субъективны – как и всякий плод авторского анализа и размышлений, я и не скрываю.

    Впрочем, небольшую информацию отец Нестор мне все-таки предоставил.

    – На воскресной службе в церкви обычно бывает 150–180 человек, их них 70–80 причащаются, – рассказал батюшка. – Приход очень хороший, люди отзывчивые, незамкнутые. У нас хорошая общинная жизнь. Ведь здесь единственный в Западной Европе храм, где каждый день совершается служба. На протяжении 70 лет, что бы ни происходило, у нас утром и вечером проходят богослужения.

    – К сожалению, у некоторых приходов в Париже есть проблема: они имеют немного клубный характер, – отметил отец Нестор. – В небольших общинах люди привыкают друг к другу и к тому, что ничего не меняется. Нас это не касается. У нас на каждой службе всегда есть новые люди.

    – Много ли французов обращается в ПравославиеИ – интересуюсь я.

    – Мало, – отвечает отец Нестор. – Это не массовое явление. Причины, по которым французы приходят к православной вере, разные. Одни идут путем интеллектуального поиска, другие –через браки с православными. Чтобы обвенчаться в России, француз может принять Православие. Но это не означает, что он действительно стал православным человеком. Просто они любят венчаться у нас. В качестве примера приведу одну семью. Русская девушка, приехавшая во Францию, хотела обвенчаться с мужем в католической церкви, аргументируя это тем, что она желает полностью интегрироваться, стать француженкой. А родственники мужа (католики) уговаривали венчаться у нас: «В Православии такие красивые службы!»

    [​IMG]

    – Конечно, французское Православие будет развиваться, – подчеркнул игумен Нестор. – Но массового обращения, скорее всего, не произойдет. Тем не менее, можно надеяться, что в обозримом будущем появятся какие-то знаковые фигуры – или коренные французы, или люди из эмиграции.

    На прощание отец Нестор подарил мне богато иллюстрированную книгу об иконах Трехсвятительского прихода. Расстались мы, в общем, весьма доброжелательно, хотя общий прием, оказанный руководством Корсунской епархии, оставил у меня на душе неприятный осадок.
     
  13. Ivan

    Ivan Мастер

    Экзархат Русской традиции: на перекрестке мнений

    Архиепископия Русских Православный Церквей в Западной Европе Константинопольского Патриархата (первоначальное название – временный экзархат Святого Апостольского и Патриаршего Трона Константинополя в Западной Европе), образованная при участии митрополита Евлогия (Георгиевского) в 30-е годы XX столетия, предполагалась как временное учреждение – до изменения ситуации в России в лучшую для Церкви сторону. После десятилетий безбожного гнета в СССР коммунизм, наконец, пал, и Русская Церковь освободилась от «гиперопеки» со стороны государства. Но экзархат, несмотря на явные перемены в России, воссоединяться с Московским Патриархатом не спешил. Более того, избрание в 2003 году фламандца Гавриила де Вильдера (оппонента Москвы) управляющим архиепископией Русских Церквей сделало эту возможность еще более призрачной. В 2006 году Париж приютил епископа Василия (Осборна) из Великобритании, который, покинув Московский Патриархат, возглавил новосозданное британское «викариатство» экзархата.

    С архиепископом Гавриилом я беседовал задолго до своего приезда во французскую столицу – в частном доме владыки в Маастрихте (Нидерланды). В принципе, это был в большей мере приватный разговор, иногда перераставший в дискуссию. Архиепископ, не обошедший стороной проблему взаимоотношений с Москвой, заявил, что «Патриарх Алексий меня не любит. Не знаю почему». Рассуждать дальше на эту тему и в том же духе мне показалось неуместным.

    После маастрихтской встречи я с владыкой Гавриилом общался очень мало. Попытки найти его в Париже успехом не увенчались: на электронные письма он не отвечал, трубку телефона не снимал. Возможно, просто отсутствовал. Тем не менее, со мной согласился переговорить протоиерей Анатолий Ракович, настоятель Александро-Невского собора на рю Дарю. Того самого собора, что является сегодня кафедральным храмом экзархата, символом православного Парижа и отражением былого величия Российской империи.

    Справка. Русский собор на парижской улице Дарю был построен в 1861 году. В настоящее время в соборе имеются два престола: верхний престол освящен во имя благоверного князя Александра Невского, нижний – во имя Святой Троицы. Богослужения «верхнего» прихода совершаются на церковнославянском, «нижнего» – на французском языке. В церкви святого Александра Невского служат сам архиепископ Гавриил, протоиерей Анатолий Ракович, протоиерей Евгений Чапюк, протодиаконы Андрей Свинарев и Александр Кедров (в качестве псаломщика).

    Отец Анатолий, родившийся в СССР в 1937 году, после войны и скитаний с родителями по Германии переехал в Марокко. Во Францию его семья эмигрировала в 1958 году. В 1964 году рукоположен во диакона, в 1976 году – в священника. В Александро-Невской церкви служит более 40 лет.

    Протоиерей Анатолий встретил меня очень приветливо.

    – Вы, наверное, знаете о нашей ситуации, – с горечью произнес он. – Я хочу пояснить, что нахожусь в довольно печальном положении. Ведь я всем сердцем за то, чтобы мы (с оговорками, конечно) были в лоне нашей Матери–Русской Церкви. И в этом плане я расхожусь с тем большинством, что находится вокруг владыки Гавриила. Здесь много священников-французов, и на общих собраниях священники, согласные с моим мнением, остаются в меньшинстве. После того как произошел раскол в Сурожской епархии с епископом Василием (Осборном), многие здесь радовались: вот, мол, с Вселенским Патриархом организуется лучшая жизнь для разных национальностей. А мне плакать хотелось. Мы после падения коммунизма должны были объединяться. Вместо этого – новые разделения… Здесь начинают говорить о создании Поместной Церкви, но ведь вначале надо было объединить все русские юрисдикции за границей, а потом уже и рассуждать о столь глобальных вопросах. Посмотрите: ни сербам, ни румынам, ни грекам эта идея не интересна: они создают свои, национальные приходы. А организовывать Поместную Церковь только на основе бывшей Русской Церкви – это абсурд. Я считаю, что французские приходы экзархата еще не освоились, не окрепли, не укоренились, они еще очень слабые. Я не враг Константинопольского Патриархата, я благодарен им за то, что они нас приютили в свое время, но я считаю, что, хотя большинство наших священников не русского происхождения, нам нельзя откалываться от Матери–Церкви.

    [​IMG]

    – Да, богослужения в соборе у нас на славянском языке, – продолжил отец Анатолий. – Если прихожанин желает быть на франкоязычной службе, он всегда может спуститься в нижнюю церковь. Но многие хотят сохранять свой язык богослужения.

    – Несмотря на то, что люди переехали во Францию, они желают, чтобы и здесь богослужения совершались на церковнославянскомИ – спрашиваю я.

    – Вы, наверное, немного с иронией смотрите на этоИ – задает отец Анатолий встречный вопрос.

    Несколько смущенный его вопросом, я поясняю, что сейчас вроде бы никто не вынуждает эмигрировать: политических преследований практически нет, и люди в основном выезжают добровольно, по экономическим мотивам. Почему бы им не принять французский как основной язык богослужения во ФранцииИ

    – Вы знаете, в нашем соборе большинство прихожан любит славянский язык, – подчеркнул батюшка. – Славянский язык несет красоту, а красота может спасти мир. Надо ведь не только интеллектом брать. Церковь сама по себе несет благолепие, она преображает, возвышает ум. Когда переводишь некоторые молитвы на французский язык (словами абсолютно верными), они звучат совершенно по-другому, а по-славянски звучат намного красивее. Нельзя насильно переводить все на французский, заявляя, что вы, мол, во Франции, поэтому служите и слушайте службы по-французски. Наш славянский язык всегда помогал людям найти здесь прибежище, уют.

    «Конечно, для русского человека служба на славянском будет ближе, чем на французском», – подумалось мне. Но как быть с теми, кто ни славянского, ни русского не знает, а воспитан в сугубо франкофонном духеИ Ведь даже дети многих «старых» эмигрантов почти полностью забыли русский язык. Наверное, нужно искать компромисс, стараясь при этом никого не обидеть. Сложный и довольно конфликтный вопрос, способный только подлить масла в огонь противоречий, существующих в экзархате в наши дни.

    – И все-таки те люди, которые приходят к нам, любят церковь, – заметил отец Анатолий. – Из России, Молдавии, Украины, Беларуси прибывает много новых эмигрантов. Да, советский период многим из них не дал возможности изучать Закон Божий, многое другое. Некоторые вообще никогда не причащались. Мы таким людям уделяем время, учим их, помогаем.

    – К сожалению, в церкви сокращается количество пожилых прихожан, – добавил настоятель. – Здесь почти все старички помещены в старческие дома. А в церкви, я думаю, должны быть люди любого возраста. Многие прихожане живут очень далеко, за 30–40 километров. Это создает некоторые трудности для детей, желающих посещать приходскую школу. Ну, а для тех, кто приходит, мы организуем изучение Закона Божьего, русского языка, истории, молитв, иногда пения.

    – Да, можно только порадоваться тому, что наши церкви сейчас переполнены. В основном, благодаря эмигрантам из бывшего СССР, – подчеркнул отец Анатолий.

    А мне подумалось: может быть, именно благодаря эмигрантам новой волны воссоединение экзархата с Русской Церковью станет перспективой более реальной, а не такой призрачной, как в эти дни.
     
  14. Ivan

    Ivan Мастер

    Свято-Сергиевский институт: кузница православных кадров

    Свято-Сергиевский богословский институт, основанный в 1925 году, был и остается православным интеллектуальным центром Западной Европы. В институте преподавали протоиерей Сергий Булгаков, митрополит Вениамин (Федченков), епископ Кассиан (Безобразов), протоиерей Иоанн Мейендорф и многие другие выдающие деятели русского зарубежья. Среди его выпускников – известные ученые, служители Церкви и даже российские дипломаты (как, например, нынешний посол России в Испании, получивший в институте заочное богословское образование).

    Внешне институт малозаметен: небольшие зеленые ворота между двумя жилыми домами на Крымской улице, увенчанные крестом. Справа надпись на французском языке: «Православный богословский институт и церковь преподобного Сергия». На территории ощущаешь запустение: асфальт потрескался, здания немного обветшали. Конечно, в финансовом плане институт переживает не лучшие времена: субсидии от французского государства очень маленькие (хорошо, что они вообще есть), частные пожертвования тоже невелики. Основная статья доходов – это плата, вносимая студентами за обучение. В среднем студент института платит более 2600 евро в год.

    – Всего у нас на стационаре 60 студентов, на заочном отделении – около 300, – отметил в беседе со мной архимандрит Иов (Геча). – Студенты со всего мира и из разных Поместных Церквей. Представлена не только Франция, но и остальная Европа, Россия, Украина, Беларусь, Америка, Африка и Средний Восток.

    Справка. Архимандрит Иов (Геча) родился 1974 году в Монреале (Канада) в семье эмигрантов из Украины. Богословское образование получил в Свято-Сергиевском институте, защитив в 2003 году докторскую диссертацию. В 2005 году избран деканом института. Оставил занимаемую должность в декабре 2007 года.

    Формально институт возглавляет архиепископ Гавриил (де Вильдер), но для владыки это скорее почетная функция. Все текущие вопросы находятся в ведении декана (в настоящее время – протоиерей Николай Цернокрак).

    – Наша профессорская корпорация насчитывает 20 преподавателей, – говорит отец Иов. – Не все они – наши штатные сотрудники. Некоторые работают в других местах, а у нас читают тот или иной курс. Официальный язык обучения – французский. Несколько лет назад мы открыли заочные курсы на русском языке. Выпускники курсов получают специальный диплом или (правда, в редких случаях) им присваивается степень бакалавра. Но, к сожалению, немалая часть заочников не доходит до конца обучения. Очень сложная программа; далеко не все могут самостоятельно изучить древние языки – древнегреческий и древнееврейский.

    [​IMG]

    Распорядок дня в институте приближен к правилам духовной семинарии. В 7 утра служится утреня в церкви преподобного Сергия Радонежского (она размещается здесь же, на территории института). После службы – завтрак, а с 9 часов начинаются занятия. Лекции и семинары продолжаются (с перерывом) до 13 часов, после чего студенты собираются на общий обед. После обеда – снова занятия или самостоятельная работа. В 18 часов – вечерня, после которой следует ужин и свободное время.

    – Посещение лекций у нас обязательно для всех, посещение богослужений обязательно для студентов, проживающих на территории института, и крайне желательно для тех, кто живет за его пределами (снимая в Париже квартиру или комнату), – отметил отец Иов. – Такой распорядок был заложен еще митрополитом Евлогием. Здесь, конечно, не монастырь, но мы придерживаемся монашеского строя.

    – Студенты пишут свои работы на разные темы, но самые популярные из них – это литургика и церковное право, – подчеркнул бывший декан института. – Мы активно развиваем международные академические контакты, поддерживая связи со Свято-Владимирской семинарией в Нью-Йорке, Греческой семинарией в Бруклине, с Богословским институтом в Баламанде (Ливан), с отдельными богословскими факультетами в Румынии, с Институтом по изучению Православия в Кембридже, со Свято-Тихоновским университетом в Москве. Был также разговор о том, чтобы наладить контакты с Институтом теологии в Минске, но пока ничего конкретного не произошло.

    – Скажите, а проблемная ситуация, существующая между Московским Патриархатом и экзархатом, как-то отразилась на работе институтаИ – спросил я (не могу обойти стороной столь болезненный для Франции вопрос).

    – Нет, здесь этого не чувствуется, – последовал ответ. – Институт всегда был связан с экзархатом, но в нем учились представители разных Поместных Церквей. В его стенах всегда ощущался братский дух, братские отношения, сотрудничество. Наши студенты посещают приходы Московского Патриархата, экзархата, румынские, греческие, сербские приходы. К счастью, конфликты здесь не чувствуются.

    С другой стороны, парижский переводчик и журналист Никита Кривошеин говорил, что «ситуация в архиепископии и богословском Свято-Сергиевском институте близка к хаосу и грозит расколом».

    Кто правИ Кому веритьИ Или каждый прав со своей стороныИ Трудно сказать.
     
  15. Ivan

    Ivan Мастер

    Страсбург: город семи церквей

    Полет из парижского аэропорта «Шарль де Голль» до Страсбурга занял около часа. Небольшой город с населением, слегка превышающим 270 тысяч человек, живописно расположился на берегу реки Иль, недалеко от Рейна, отделяющего Францию от Германии. Страсбург, много раз менявший свою национальную принадлежность (с немецкой на французскую и наоборот), с 1944 года «окончательно» вошел в состав Франции. Этот город – не только столица провинции Эльзас, но и центр многочисленных Европейских учреждений. Сюда приезжают на заседания депутаты Европарламента – в здание, напоминающее своим обликом Вавилонскую башню. Здесь проходят жаркие дебаты в стенах Совета Европы – организации, членами которой являются все европейские (кроме Беларуси) и закавказские государства. В Страсбурге же вершит свои правосудные дела Европейский суд по правам человека.

    В городе достаточно ощутимо православное присутствие. В Страсбурге находятся семь приходов: два румынских, сербский, грузинский, греческий и два прихода Московского Патриархата. С сентября 2005 года русскоязычный приход в честь Всех святых окормляет игумен Филарет (Булеков), являющийся также представителем Московского Патриархата при Совете Европы.

    Справка. Игумен Филарет (Булеков) родился в 1967 году в Москве. Учился в Московский государственный университет, окончил Московские духовные семинарию и академию. Кандидат богословия. В 1996 году рукоположен в диакона, в 2000-м – в священника. Служил в Сирии и Южно-Африканской Республике. В Страсбург назначен в 2004 году; прибыл в город в сентябре 2005 года.

    [​IMG]

    – Приход в честь Всех святых был основан в 2004 году как приход Корсунской епархии, – говорит игумен Филарет. – Годом позже ему был придан статус ставропигии. До моего приезда сюда постоянного священника в приходе не было. Службы совершались раз или два раза в месяц клириками епархии. Тем не менее, это помогало поддерживать молитвенную жизнь общины.

    – Конечно, считать 2004 год датой основания прихода Московского Патриархата нельзя, – замечает настоятель. – Например, в послевоенные годы здесь существовал приход Христа Спасителя, возглавляемый священником Московского Патриархата, коренным французом. Потом, после отъезда настоятеля, приход перешел в юрисдикцию РПЦЗ. Сегодня этот приход как таковой не существует, так как он вышел из подчинения какой бы то ни было канонической юрисдикции. Осталась очень маленькая группа людей, заинтересованная скорее в обсуждении политических и околоцерковных тем. После открытия нашего прихода все, кто хотел реально участвовать в жизни Православия, перешли к нам. Остальные продолжают что-то обсуждать.

    Сейчас воскресные богослужения нашего Всехсвятского прихода посещает около 30 человек. Так как службы проходят на церковнославянском языке, то основная часть прихожан – выходцы из бывшего СССР, приехавшие в последние годы («старой» эмиграции в Страсбурге почти нет). На службы приходят и дипломаты, и сотрудники Совета Европы, а также небольшая группа православных из соседнего города Кель, расположенного уже за Рейном, в Германии.

    – Есть у нас среди прихожан граждане Франции, родившиеся здесь, но имеющие русские корни, – замечает отец Филарет. – Например, один из 11 детей протоиерея Георгия Дробота – военнослужащий французской армии. В храм ходит и он сам, и его жена, коренная француженка, никаких русских корней не имеющая. Но по-русски она говорит не хуже нас с вами. И поет в церковном хоре.

    Иногда в Церковь приходят мужья-французы православных женщин, переехавших во Францию из бывшего СССР.

    – Многие из местных жителей относятся к своей вере довольно формально, – говорит игумен Филарет. – А тут приезжает жена из Украины, которая привыкла постоянно ходить в храм Божий. Она этого мужчину за шкирку – и на службу. Через полгода ему уже хочется понимать, что происходит. Поэтому у нас есть тексты богослужений на французском. Но я всегда советую таким прихожанам походить во франкоязычный приход нашей Корсунской епархии и послушать всю службу на французском. Если бы не было франкофонного прихода, то я бы служил на двух языках, как это было раньше.

    Французская община перешла в юрисдикцию Московского Патриархата в 2004 году – из неканонической юрисдикции «православных западного обряда». Отец Филарет служил там первое время, пока архиепископ Иннокентий не рукоположил в приходе священника – из числа «диаконов» общины (принятого мирянином и вновь прошедшего все стадии посвящения в сан – служение в качестве алтарника и диаконство). По словам игумена Филарета, «с франкоязычным приходом мы находимся в постоянном братском контакте, часто вместе служим. Наши общины практически едины».

    [​IMG]

    – Конечно, Всехсвятский приход очень молод, – подчеркивает мой собеседник. – Мы только делаем первые шаги. Помещение, в котором сейчас проходят богослужения, арендовали весной 2007 года. Раньше здесь был гараж, так что нам пришлось делать капитальный ремонт. Стараемся уделять особое внимание работе с детьми. Их у нас, слава Богу, очень много. В основном работой с детьми, воскресной школой занимается наш диакон отец Максим Политов с матушкой. Я просил диакона у священноначалия, так как иначе, в связи с моей нагрузкой в Совете Европы, мне было бы сложно вести все приходские дела на должном уровне. Священноначалие пошло нам на встречу. Я очень доволен тем, как служит отец Максим.

    – А почему вы не приобрели помещение в собственностьИ – поинтересовался я.

    – Приобретать его нет смысла: на перспективу оно нас не устраивает, – ответил батюшка. – Во-первых, рядом нет парковочных мест, прихожане не могут оставить свои машины. Во-вторых, негде совершать крестный ход. Район мне тоже не очень нравится: здесь центр еврейского квартала. Правда, отношения с местной еврейской общиной достаточно хорошие. В практических вопросах они мне помогают. Помнится, когда мы перед приездом Патриарха провели ремонт и покрасили двери, то нам «наляпали» антирусскую и антихристианскую надпись. Я переговорил с местным раввином. С тех пор у меня даже карандашом не пишут!

    По словам игумена Филарета, в перспективе община планирует строить храм. Есть надежда, что до конца года удастся получить участок земли (в аренду на 100 лет, так как приобретать в собственность слишком дорого, да и последующие налоги способны разорить землевладельца). – Православный храм в Страсбурге – это не только церковный вопрос, но и вопрос государственного престижа, – подчеркнул отец Филарет.

    Уже в конце беседы я затронул тему Представительства Русской Церкви. Удается ли хотя бы в малой толике влиять на процессы, происходящие в Совете ЕвропыИ

    – Когда я приехал сюда и меня повели показать Совет Европы, то сопровождающие попросили: «Батюшка, а можно без халатикаИ У нас как-то не принято». А в октябре прошлого года Страсбург посетил с визитом Святейший Патриарх Алексий. Вот какую дистанцию мы прошли за два года, – подчеркнул отец Филарет.

    – Мы, конечно, не занимаемся грубым лоббированием, а просто разъясняем нашу позицию, чтобы при принятии решений здесь лучше понимали мнение религиозных общин, – заметил игумен Филарет. – Процессы, происходящие в Европе, не так просты, как иногда кажется. Не всегда решения, которые Церкви не нравятся, являются следствием негативного отношения к религиозным организациям.

    Сдвиги, которые здесь произошли за 2,5 года, – колоссальные. В том числе благодаря активной позиции Русской Церкви. Нам очень благодарны представители Католической Церкви. Ибо те мысли, которые им – из-за «политкорректности» или по другим причинам – порой тяжело бывает высказать, озвучиваем мы. Сейчас религиозное измерение межкультурного диалога стало одной из приоритетных тем Совета Европы. Наша задача – не столько развернуть вспять международные институты, сколько попытаться хотя бы затормозить те негативные процессы, которые действительно имеют место.

    Что ж, в этом тоже есть особая миссия Православной Церкви, подумалось мне. Миссия, органично сочетающаяся со свидетельством о православной вере на французской земле и с заботой о соотечественниках, волею судьбы или велением сердца оказавшихся в одной из красивейших стран Западной Европы и сделавших ее своей второй родиной.

    Сергей Мудров
     
  16. Ivan

    Ivan Мастер

    Скончался патриарх Московский и всея Руси Алексий II

    Патриарх умер в своей резиденции в Переделкино в пятницу утром.

    [​IMG]

    На момент смерти Алексию II (в миру Алексей Михайлович Ридигер) было 79 лет. Он возглавлял Русскую православную церковь с 1990 года. Алексий II был пятнадцатым предстоятелем РПЦ с тех пор, как в 1589 году в России ввели институт патриаршества. Также он являлся почетным сопредседателем Межрелигиозного совета СНГ и членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России.

    До того, как стать патриархом, Алексий являлся митрополитом Ленинградским и Новгородским, а также управлял Таллинской и Эстонской епархией.
     
    Последнее редактирование: дек 5, 2008
  17. Ivan

    Ivan Мастер


    С раннего детства он прислуживал в церкви под руководством своего духовного отца протоиерея Иоанна Богоявленского, впоследствии - епископа Таллинского и Эстонского Исидора.

    В 1949 году окончил Ленинградскую духовную семинарию, а в 1953 году - Ленинградскую духовную академию.

    В апреле 1950 года рукоположен в сан священника, был священником одного из православных приходов, а позднее - настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви, Эстония.

    1957 - 1959 гг. - настоятель Успенского собора города Тарту и благочинный (помощник епископа) Тартуского округа.

    В 1958 году возведен в сан протоиерея.

    1959 - 1961 гг. - благочинный объединенного Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии.

    В марте 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры принял монашество.

    В сентябре 1961 года возведен в сан епископа Таллинского и Эстонского.

    1961 - 1964 гг. - заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

    В июне 1964 года возведен в сан архиепископа Таллинского и Эстонского, вошел в состав постоянных членов Священного Синода.

    1964 - 1986 гг. - управляющий делами Московской Патриархии, а с 1965 года также председатель Учебного Комитета при Священном Синоде.

    В феврале 1968 года Алексий был возведен в сан митрополита.

    1986 - 1990 гг. - митрополит Ленинградский и Новгородский. Ему также было поручено управление Таллинской и Эстонской епархией.

    С 7 июня 1990 года - Патриарх Московский и Всея Руси. Интронизация состоялась 10 июня 1990 года. Алексий стал пятнадцатым Предстоятелем Русской Православной Церкви с введения Патриаршества на Руси (1589 г.).

    С марта 2004 года - сопредседатель президиума межрелигиозного совета СНГ.

    Избирался народным депутатом СССР. Занимал должность председателя Общественного наблюдательного совета по воссозданию Храма Христа Спасителя.

    Доктор богословия. Академик Российской академии образования, Международной академии информатизации. Являлся активным деятелем Всемирного Совета Церквей, Конференции Европейских Церквей (1987 - 1992 гг. - председатель Президиума и Совещательного Комитета Конференции Европейских Церквей).

    Лауреат Государственной премии РФ. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Почета, двумя орденами Дружбы народов, орденами "За заслуги перед Отечеством" I, II степеней, орденом Святого апостола Андрея Первозванного, орденом "Слава России", орденом Петра Первого Великого. Награжден золотым крестом "За служение обществу". Отмечен многими церковными, в том числе международными, наградами.

    Автор более 450 богословских и церковно-исторических статей, выступлений и работ.
     
  18. Ivan

    Ivan Мастер

    Православные приходы Франции отслужили панихиду по Алексию Второму

    Православные приходы Франции в субботу отслужили по Алексию Второму панихиду, поминальные службы по усопшему патриарху будут проходить ежедневно в течение 40 дней после его кончины во всех храмах и монастырях Русской православной церкви в стране, сообщил архиепископ Корсунский Иннокентий.

    Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, более 18 лет возглавлявший Русскую православную церковь, скончался 5 декабря в своей резиденции в подмосковном Переделкино на 80-м году жизни.

    "Несмотря на все потрясения и трудности, под руководством Святейшего Патриарха Алексия восставала из праха и возрождалась, восстанавливала свои духовные усилия Русская Православная Церковь", - сказал сказал архиепископ Корсунский Иннокентий по окончании службы в главном парижском святилище французской епархии РПЦ - храме Трех Святителей.

    Панихида в храме на улице Петель началась в полдень по московскому времени, и вскоре после ее начала небольшое помещение святилища - одноэтажное каменное здание - уже не могло вместить всех желающих. Вместе с православной паствой Парижа выразить свою скорбь по почившему главе Русской Православной Церкви пришли представитель Константинопольского Патриархата в Европе Митрополит Галльский Эммануил (Адамакис), апостольский нунций, парижский архиепископ кардинал Андре Вен-Труа, а также другие епископы и отцы католической церкви. На богослужении присутствовал и советник премьер-министра Франции.

    "В октябре прошлого года состоялся первый в истории визит Московского патриарха в Западную Европу, состоялись его встречи с кардиналом Андре Вен-Труа, в этом году состоялся ответный визит, и такое потепление в отношении между двумя церквами мы чувствуем в том числе и в межгосударственных отношениях", - сказал РИА Новости посол России во Франции Александр Орлов, который также присутствовал на панихиде.

    По его словам, сейчас посольство активно обсуждает с французскими властями вопрос о строительстве в Париже православного храма, который Алексий Второй поднял на встрече с президентом Франции Николя Саркози.

    "Сейчас работа идет, и мы встречаем со стороны французских властей самое доброе отношение к этой идее. Пока мы выбираем участок. Хотелось бы, чтобы этот храм, конечно, был в одном из центральных престижных районов Парижа, поскольку это было бы центром духовной жизни многочисленной русской православной колонии в Париже и во Франции", - сказал Орлов.

    Патриарх запомнился русской общине во Франции не только как мудрый кормчий, который в течение 18 последних лет вел корабль святой Православной веры и способствовал потеплению отношений с братскими христианскими церквами.

    "Мы запомним его как человечества исключительных душевных качеств, исключительной доброты, принципиального, мудрого, отзывчивого, всегда готового поддержать, найти нужное слово и дать добрый отеческий совет", - сказал архиепископ Иннокентий, которого патриарх лично рукополагал в епископы.
    Владимир Добровольский
     
  19. Ivan

    Ivan Мастер

    Мир скорбит о Патриархе


    ...Православные верующие Франции это утро встретили в храме Трех Святителей в Париже. Заупокойные службы здесь не прекращаются больше суток. Сегодня в собор пришли представители католической церкви и светских властей. В Париже многие помнят прошлогодний октябрьский визит Патриарха, и смерть предстоятеля шокировала прихожан...
     
  20. Ivan

    Ivan Мастер

    Митрополит Кирилл

    Митрополит Кирилл, являющийся местоблюстителем патриаршего престола после кончины Алексия II и по совместительству руководителем Отдела внешних церковных связей РПЦ, одержал убедительную победу над митрополитом Климентом, управляющим делами Московского патриархата.

    [rutube]395099bdddc54bfcf63d64f84ed23f4c[/rutube]​

    Считается, что митрополит Климент представляет консервативное крыло руководства РПЦ и при нем церковь стала бы более закрытой от мира. Митрополит Кирилл, который всегда активно взаимодействовал со светскими властями, скорее всего, будет придерживаться того же курса и в качестве главы РПЦ.

    Следует отметить, что на результатах выборов патриарха не сказалась позиция Русской православной церкви за границей и Украинской православной церкви Московского патриархата. Исходя из того, что в РПЦЗ и УПЦ МП находится самое большое число православных приходов в РПЦ, можно сделать вывод, что зарубежные и украинские делегаты в целом смирились, что патриаршество Кирилла будет лучшим выбором. В пользу этого говорит и то, что по предложению украинского епископа Поместный собор решил не выдвигать собственных кандидатов на пост главы РПЦ, а согласился с предложением Архиерейского собора. На консолидацию голосов вокруг Кирилла повлияло и решение митрополита Минского и Слуцкого Филарета снять свою кандидатуру в пользу местоблюстителя патриаршего престола.