Православная церковь отмечает Крещение Господне

Тема в разделе "Объявления и Поздравления", создана пользователем Ivan, янв 19, 2008.

  1. Ivan

    Ivan Мастер

    19 января православные христиане отмечают один из двенадцати главных христианских праздников - Крещение Господне, или Богоявление. Отмечать его христиане начали еще с апостольских времен.

    Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского от II века о ночном бдении, совершаемом перед праздником Крещения Господня. Начиная с III века, Григорий Чудотворец, мученик Ипполит и все великие отцы Церкви проводили в день праздника особые беседы с паствой, в которых разъясняли его смысл. Праздник установлен в память о евангельском событии, когда 30-летний Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Своим крещением в Иордане Спаситель положил начало таинству крещения - одному из семи главных церковных таинств, через которое человек как бы заново рождается для жизни во Христе. Праздник Крещения называют еще Богоявлением, потому что при Крещении Господа было явление всех Лиц Святой Троицы: Голос Бога Отца свидетельствовал о Сыне, Сын Божий крестился от рук Иоанна в реке Иордан, а Дух Святой в виде голубя сошел на Сына. Праздник Крещения Господня отправляется так же, как и праздник Рождества Христова. Накануне совершаются Царские Часы, Литургия Василия Великого и Всенощное бдение, начинающееся Великим Повечерием.

    В воспоминание о евангельском событии в этот день, а также накануне (в крещенский Сочельник) во всех православных храмах совершается чин Великого водоосвящения. Эта освященная вода именуется крещенской или (по-гречески) великой агиасмой и обладает благодатными свойствами - освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги. В старину было также принято освящать воду в реке или озере, для чего во льду пробивали широкую прорубь - иордань, вокруг которой совершался крестный ход. У верующих существует обычай ежегодно, набрав крещенской воды, окроплять ею свои жилища, вещи и домашних животных. Эту воду можно пить - желательно натощак. Христиане благоговейно хранят ее в течение всего года.

    Накануне праздника Крещения - 18 января - принято соблюдать такой же строгий пост, как и в Рождественский сочельник. В пищу по Уставу Церкви разрешается употреблять только одно блюдо - сочиво. Крещенским сочельником заканчиваются Святки - праздничные дня после Рождества Христова.
     
  2. Ivan

    Ivan Мастер

    Суть праздника

    В праздник Крещения вспоминается день, когда Господь Иисус Христос пришел к Иордану, чтобы вместе со всем народом принять от Иоанна водное крещение. "Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды". При этом отверзлись "небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на" Иисуса. "И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". По причине того, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя), праздник называется также и Богоявлением. После этого Иоанн стал говорить: "Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: "на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым".

    Иоанн действительно "не знал Его". Хотя он и ужаснулся, когда Иисус пришел креститься; хотя и "удерживал Его, и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне"И Он чувствовал Его величие. Но пока ничего не мог сказать о Нем людям, кроме загадочного и неопределенного: "стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете". Или: "за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня" (Ин. 1, 26, 30). Но сегодня, после увиденного и услышанного, Иоанн свидетельствует: "Он есть Сын Божий" (Ин. 1, 34).

    Перед тем, как войти в воду, Господь сказал Иоанну: "так надлежит нам исполнить всякую правду". "Правда", во-первых, в том, "что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3, 23). А Иисус, как мы знаем, "понес на Себе грех многих" (Ис. 53, 12). Но прежде, чем понести, надо взять. Погружение в воду, переполненную человеческими грехами, и было взятием грехов на Себя. Как пишет Иоанн Дамаскин, "Он крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но усвояя Себе мое очищение".

    Но не тут же после вхождения Иисуса в воду очистились все, чьими грехами был переполнен Иордан. Вспомним ветхозаветное установление о водном очищении: прикоснувшийся к какой-либо нечистоте "должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера" (Лев. 15, 5). Не сразу после омытия человек объявлялся чистым, но должно пройти некоторое время, должен настать "вечер". Это - очередной ветхозаветный прообраз. Так и после вхождения Господа Иисуса в Иордан еще пройдут три года до того, как настанет вечер Его жизни. И только после этого приходящие с покаянием и верою смогут получать очищение от воды и Духа во всякое время и на всяком месте.

    Спасение совершается и Божеским, и человеческим усилием. Человек должен придти и покаяться в грехах. Господь же должен придти, взять на Себя эти грехи, и пригвоздить ко Кресту. И совершается эта встреча в воде крещения. В этот день раньше совершалось крещение тех, кто к этому готовился. Это было праздником для всей Церкви. Вспомним в этот день и свое собственное крещение, и как бы заново, сознательно переживем его. Ведь многие из нас крещены во младенчестве. И одни сожалеют, что не могут креститься теперь, когда уже сознательно пришли к вере. А другие - со слезами благодарят Бога за то, что родители позаботились об этом в свое время. Последние, в этот день оглядываясь назад, особенно ясно видят, что во всяком возрасте и во всех искушениях благодать Святого Крещения всегда хранила и не отступала ни на шаг.
     
    Последнее редактирование: янв 19, 2008
  3. Ivan

    Ivan Мастер

    История праздника

    В древние времена праздники Крещение и Рождество церковь отмечала в один день, так как рождение Христа и его воплощение в образе человека на земле и было явлением Бога к людям (т.е. Богоявлением). Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения. Праздник так и назывался – Богоявление.

    Первоначальным основанием для выбора даты праздника служило не историческое соответ*ствие числа с днем рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам - Христос, по таинственному созерцанию древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам - в шестой. И этому дню больше всего соответствовало 6 число 1-го месяца года (а по новому стилю – 19 января).

    Древняя Церковь 6 (19) января, кроме указанных событий, воспоминала и другие, в которых выразилось Божественное достоинство и посланничество Иисуса Христа - как при рождении Его, так и при вступлении Его на проповедь после Крещения, а именно: I) поклонение волхвов, как откровение Иисуса Христа миру языческому посред*ством чудесной звезды (от этого воспоминания самый празд*ник Крещения в Западной Церкви получил название «праздника трех царей»; в Восточной Церкви, оно хотя и входило в со*став праздника, но ничем в характере праздника не вырази*лось); 2) явление Божественной силы Иисуса Христа в первом чуде Его на браке в Кане Галилейской и 3) чудесное насыще*ние Иисусом Христом 5000 человек (в Африканской Церкви).

    Но затем чтобы осудить ересь гностиков, считающих, что человек по имени Иисус стал Богом не сразу по рождению, а только в момент Крещения, праздники эти решили разделить. В IV веке Рождество перенесли на 25 декабря (по юлианскому календарю, который в те годы был для всех христиан один), а 6 января (19 января по новому стилю) осталось закрепленным за праздником Крещения. Но некоторые христианские церкви, например, армяно-григорианская, в дань традиции до сих пор отмечают Рождество и Крещение в один день.

    Известно, что у римлян на 25 декабря падал языческий праздник в честь зимнего солнцеворота, называвшийся день (рожде*ния) явления непобедимого солнца, которого не могла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. Этот праздник был днем разнузданных увеселений народа, забав для рабов и детей и проч. Таким обра*зом, сама по себе эта дата была как нельзя более прилична для воспоминания события Рождества Иисуса Христа, Который в Новом Завете называется Солнцем Правды, Светом мира, Спасением лю*дей, Победителем смерти, и уместна для того, чтобы предох*ранить верующих от участия в культе солнца.

    Установление празднования Рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. По мысли отцов Церкви III и IV веков (св. Ипполит, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст, св. Кирилл Александрийский, блаж. Августин), число 25 декабря более всего исторически соответствует дню рож*дения Господа Иисуса Христа.

    Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно во вто*рой половине IV века. Впервые отдельное празднование Рождес*тва Христова было введено в Константинопольской Церкви около 377 г. по указанию императора Аркадия и благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста. Из Константинопо*ля обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распро*странился по всему православному Востоку.

    Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков.

    Праздник же собственно Крещения получил тройное наименование: 1. Богоявление – в честь открытого явления Сына Божия народу, свидетельства о Нем Отца («Сей есть Сын Мой Возлюбленный») и появления Святого Духа (в видении голубя), 2. Крещение – в честь крещения Господа Христа от Предтечи Иоанна в водах Иорданских и 3. Просвещение – от обычая принимать в этот день христианское крещение (в те времена крестились преимущественно взрослые люди и после оглашения, поэтому такая традиция была удобна и уместна).
     
    Последнее редактирование: янв 19, 2008
  4. Ivan

    Ivan Мастер

    Водоосвящение

    Поскольку для совершения обряда крещения необходимо погружение в воду (а накануне праздника Крещения, как было сказано выше, традиционно крестили новообращенных), произошла традиция прежде эту воду освящать. И это освящение вместе с крещением совершали первоначально только накануне самого праздника Богоявления - в сочельник. Во 2 половине Vвека было введено обыкновение совершать освящение воды не в полночь, а в навечерие Богоявления. Когда Христианская Церковь заняла в тогдашнем цивилизованном обществе доминирующее положение (окончательно при имп. Юстиниане в сер. VI в.), и утвердилась традиция преимущественно детского крещения, тогда от торжественного некогда обряда крещения взрослых (оглашенных) остался только обычай освящения воды в сочельник Богоявления. Сегодня освещение воды совершается дважды: 1) в навечерие - в воспоминание Крещение Господа, освятившего естество водное, а также и крещения оглашенных, которое совершалось в древности в этот день (см.: Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; истор. свидетельства Феодорита и Никифора Каллиста) и 2) в сам праздник - в воспоминание Крещения Спасителя. Водоосвящение в сам праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви, и в IV-V веках совершалась лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для совершения водосвятия в честь воспоминания о Крещении Спасителя. Потому сейчас, если в навечерие водоосвящение совершается в храмах, то в самый праздник водоосвящение по возможности совершается на реках, источниках и колодцах («хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма (об этом см. определение Московского собора 1667 г.). В Русской Церкви совершать двукратное водоосвящение - в навечерие и в самый праздник Богоявления – постановил Московский собор 1667 г. Он же осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение. Благодать освящения воды подается одна и та же - как в навечерие, так и в самый день Богоявления. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею.

    Богоявленская вода, освященная в праздник Крещения, называется в Православной Церкви великой агиасмой. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Уже Иоанн Златоуст замечает, что почерпнутая на праздник Крещения вода весь год, а то и два, три года не портится, оставаясь при этом свежей, как будто недавно налитой. Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачество; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Св. Причащения. Можно принимать ее с благоговением натощак в течение всего года. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше жилища своих прихожан, окропляли их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой, ведь веществом воды преподается теперь незримая благодать Божия.

    В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой святыни в крещенский сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушения пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Эта традиция установлена как воспоминание крещения Господня на Иордане и как подготовка для крещения тех, кто готовился в этот день принять христианскую веру (т.н. «оглашенных»).

    Источники:

    1. http://www.klikovo.ru/db/book/msg/4900, http://www.klikovo.ru/db/book/msg/4901, http://www.klikovo.ru/db/book/msg/4902 (архимандрит Иоанн (Маслов) «Конспект по литургике для 3-го класса»);
    2. http://www.hramvsr.by/voda.php (статья свящ. Алексия Хотеева «Почерпните воду с веселием от источник спасения»);
    3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Агиасма (Википедия).
    4. http://www.pues.ru/orthodox/propov/kg.htm#3


    АгиаИсма(греч. agiasma—святыня; церковнослав. агиасма—святая вода) — Святая вода, т. е. вода, освящённая в Храме. Великой агиасмой называется вода, освящённая во время праздника Богоявления (19 января). В отличие от великого освящения воды имеется ещё малое, совершаемое в обычные дни на молебнах. Такая вода агиасмой не является. Агиасму пьют во время канонических и иных препятствий к Причастию. Также агиасмой называется вода, освященная для Крещения.

    Анастасия
     
  5. Нуину

    Нуину Форумчанин

    Вы ошиблись в последнем обзаце, на малых водоосвящениях святая вода также является агиасмой.
     
    Ivan нравится это.
  6. Ivan

    Ivan Мастер

    [​IMG]
     
    Eugen0077 и yaroslava нравится это.
  7. Eug

    Eugen0077 Форумчанин

    Слава Тебе Господи, Слава Тебе!