Очевидно, что размещение элементов американской системы противоракетной обороны в Польше и Чехии фундаментальным образом изменит структуру и философию континентальной и даже глобальной безопасности, а также создаст угрозу всей системе действующих международных соглашений. Дело здесь не только в озабоченностях России. Эта ситуация также довольно унизительна и для Европейского Союза: после скандала с тайными тюрьмами ЦРУ уже во второй раз возникают сомнения в способности Брюсселя к поддержанию порядка у себя дома. Не консультируясь с Евросоюзом, два государства-члена из числа новичков договорились с 'третьей стороной' о размещении стратегической военной системы на территории ЕС. Вслед за этим канцлер Германии Ангела Меркель предложила привлечь НАТО к консультациям с Россией по вопросу противоракетной обороны. Она назвала альянс 'наилучшим местом для обсуждения этой проблемы'. В этой связи хотел бы напомнить эпизод на недавней конференции по безопасности в Мюнхене, когда я спросил госпожу канцлер о том, способен ли блок НАТО отвечать на сегодняшние вызовы. Она ответила в том духе, что, несмотря на слабые достижения и недостаточную активность альянса, без него было бы еще хуже. Но проблема в том, что Россия - как и большинство стран мира, не являющихся членами НАТО - все больше укрепляется в том мнении, что НАТО неспособна справиться с проблемами сегодняшнего дня не из-за недостатка энергии а, скорее, из-за того, что она вызывает проблемы своими действиями и самим своим существованием в нынешнем виде. Она подобна слону в посудной лавке: проблема не в том, что слон недостаточно энергичен. Это неизбежно в случае структуры, которая не стала глобальной и универсальной, но продолжает функционировать как военный блок прошлого века. У этой проблемы есть еще один аспект, на который справедливо указал первый вице-премьер Сергей Иванов. Во время первой волны расширения НАТО нас клятвенно заверяли в том, что военная инфраструктура НАТО не будет размещена в новых государствах-членах. Нас просто надули. Скажем прямо: как можно обсуждать такие серьезные проблемы со столь бессовестной организациейИ Это не означает, что мы не хотим диалога. Но думаю, мы имеем право ожидать определенных изменений в позиции НАТО по ключевому вопросу безопасности на континенте. Мы убеждены в том, что диалог равных и уважение интересов друг друга - это не просто дипломатическая любезность, но взаимное обязательство. Если Россия действует таким образом, это не значит, что она более слабая сторона в диалоге. Это значит, что она более честная сторона, поскольку называет вещи своими именами. Когда Россия открыто заявляет, что размещение новых элементов американской системы ПРО подорвет всю систему безопасности на континенте, нас обвиняют в том, что мы боимся приближения 'демократии'. Неужели символом этой демократии является размещение системы ПРО, несмотря на многочисленные голоса протеста и негативное отношение к проекту, отраженное в результатах опросов общественного мненияИ Иными словами: 'Слушайте свой народ и поступайте так, как говорит Америка''. Но, все-таки, в ситуации с противоракетным щитом некий прогресс налицо: в отличие от скандального инцидента с тюрьмами ЦРУ, эти планы были, по крайней мере, обнародованы. Основное отличие между нынешней ситуацией и эпохой 'холодной войны' - в том, что Россия не считает себя не только врагом, но и оппонентом Соединенных Штатов. Мы говорим не о специфических российских страхах, а о проблемах всего мира. Помните, как лидеры России, Германии и Франции предупреждали об опасностях, которыми чревата новая война в ИракеИ Уверен, что мир выглядел бы сегодня несколько лучше, если бы Вашингтон прислушался тогда к мнению этих трех держав. Россия не бросает вызов Америке, а предупреждает ее по-дружески о том, что в нестабильном мире существует больше угроз интересам Соединенных Штатов. Ни один Бен Ладен не сделает столько для разжигания антиамериканских настроений, сколько делает сегодня сам Вашингтон. Если бы мы действительно желали Америке зла, то мы бы призывали ее и дальше проводить авантюристскую политику! Что касается военных аспектов плана противоракетной обороны, то мы не устанем повторять, что использование этой системы против Ирана или Северной Кореи бессмысленно по той простой причине, что у этих стран нет арсенала столь дальнего радиуса действия, и даже самый диктаторский режим не стал бы запускать ракету в Соединенные Штаты так, чтобы она пролетела над Европой. Если говорить о России, то она найдет асимметричный ответ, который позволит ей преодолеть противоракетную оборону. Это призыв, прежде всего, к европейцам, которых эта проблема затрагивает непосредственно, а также к американским налогоплательщикам, чьи деньги будут пущены на реализацию дорогостоящих и бессмысленных планов. Но это не главное. Если даже гипотетически предположить, что северо-европейские ракеты будут однажды запущены по целям в Европе, не нужно быть специалистом в географии, чтобы понять, что большая часть траектории пройдет над Россией. Неужели россияне желают, чтобы у них над головой летали оснащенные ядерными боеголовками ракеты, к тому же сомнительного качестваИ У России есть все причины быть заинтересованной в тесном сотрудничестве с целью создания евразийской системы противоракетной обороны. А любая попытка построить ее без России (которая является не только заинтересованной стороной, но и самым подходящим местом для размещения эффективной противоракетной обороны) автоматически означает, что она строится против России. Сообщения о том, что Соединенные Штаты, возможно, захотят распространить противоракетный щит на Украину и Грузию (и так далее по периметру России) указывают на истинную цель американской системы противоракетной обороны в Евразии. Наши предложения о создании совместной системы безопасности с участием ЕС и России остаются в силе. Не стоит и говорить о том, что мы также готовы обсудить другие идеи о сотрудничестве, в том числе, высказанные 28 марта в телефонном разговоре Владимира Путина с Джорджем Бушем. Наши европейские коллеги должны понять этот основной принцип: любой план создания системы безопасности без России (и, тем более, против нее) не может быть ни всеобъемлющим, ни эффективным. Вместо безопасности для европейцев мы получим новый раздел и новые цели на нашем плотно населенном континенте. Разумно ли платить такую цену за амбиции и фобии последних политических динозавров из ледникового периода ЕвропыИ Константин Косачев - председатель комитета по международным делам Государственной Думы Российской Федерации
Польша и Чехия увеличивают ставки в переговорах с американцами, требуя в обмен на размещение элементов системы ПРО предоставить им ракеты для защиты от России, а также дать юридические гарантии и гарантии безопасности. Противоракетная программа вызывает противоречивые оценки в Европе и провоцирует новый конфликт с Кремлем в духе холодной войны, а вышеназванные требования стран Центральной Европы приводят к тому, что проект Пентагона оказывается в подвешенном состоянии. Переговоры о расширении противоракетной системы и размещении ее элементов, помимо Калифорнии и Аляски, еще и в Европе планируется завершить до конца года. Поляки настаивают на гарантиях безопасности со стороны США и требуют предоставить ракеты Patriot для защиты от возможной угрозы со стороны России. Чехи, со своей стороны, ставят вопросы о том, как будет защищена радарная база США к югу от Праги и что она даст Чехии. Россия, по словам одного из американских чиновников, в ответ на планы Пентагона в Центральной Европе выступает с "чудовищными" угрозами и подогревает беспокойство в Германии. Одновременно в Варшаве и Праге растет недовольство чересчур властным подходом, который, как им кажется, демонстрирует администрация США. "Мы хотим получить юридические гарантии. Я не могу распространяться о деталях, однако имеется в виду защита этой базы и соглашение о базах, – рассказал один из высокопоставленных чешских чиновников о предложении по развертыванию радарной базы на юго-западе от Праги. – К сожалению, за последний год американцы недостаточно активно вели переговоры с Россией". Требования Польши более провокационны. Они, безусловно, укрепят Россию во мнении, что новые американские базы в Центральной Европе в долгосрочной перспективе ориентированы против нее. По заявлениям США и НАТО, подобные суждения – нонсенс, а 10 противоракет, которые будут размещены в Польше, предназначаются для сдерживания ракетной атаки со стороны ближневосточных стран, в особенности Ирана. Поляки заявляют Америке, что они не боятся Ирана, однако чувствуют опасность со стороны России Владимира Путина и ощущают необходимость создать щит на этом направлении. Ракеты Patriot помогли бы Польше защититься от российских ракет средней и малой дальности. По мнению Варшавы, если поляки продемонстрируют лояльность американцам, оказав помощь в размещении противоракетного щита от ударов с Ближнего Востока, то Америка поможет Польше выстроить защиту от России. Опасность такого развития событий, по словам российских и польских экспертов, состоит в том, что Польша может превратиться в "прифронтовое государство" в борьбе с Россией. В двух недавних выступлениях Путин обрушил на США самую острую критику за все семь лет своего президентства – особенно досталось системе ПРО. Чиновники США говорят, что примут во внимание обеспокоенность Польши вопросами безопасности, однако они явно не намерены усиливать напряжение в отношениях с Москвой, поставляя Варшаве ракеты. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер также выразил беспокойство. "Нужно избегать ситуации, когда одни получают безопасность за счет усиления недоверия или даже возникновения другой опасности", – предупредил он, явно говоря о польско-российских противоречиях. Польша и Чехия недовольны тем, что их согласие принимают как должное. Поэтому они заявляют американцам, что получить одобрение парламентов будет нелегко, если указанным странам не будет предложено больше выгод: рабочих мест, денег, контрактов с местными компаниями и юридических гарантий, регулирующих работу баз.
Американские физики: ПРО США предназначена для России Американская система ПРО несёт в себе реальную угрозу для России. Представители Пентагона, предлагая Европе разместить у себя элементы комплекса, на треть занизили его возможности. Об этом заявили шестеро ведущих физиков в США, сообщает издание "Газета" со ссылкой на агентство "Ассошиэйтед Пресс". Учёные уверены, что в случае появления противоракет в Польше и радара в Чехии, система ПРО сможет перехватывать российские ракеты. Это станет помехой для работы российского комплекса ядерного сдерживания. Кроме того, физики считают, что с официально объявленной задачей - защитой от атаки Ирана - система ПРО вряд ли справится. Первыми о своей оценке мощи американского проекта заявили Теодор Постол - физик Массачусетского технологического универсистета, в прошлом научный советник главнокомандующего морскими операциями США, и Джордж Льюис из Университета Корнуэлла. Затем к их мнению после тщательного изучения имеющихся фактов присоединились ещё четверо учёных. Они говорят, что Пентагон занижает скорость своих противоракет. И, наоборот, завышает время, которое требуется, чтобы отследить вражескую цель и правильно навести на неё ракету.
Россия-Нато В Брюсселе вчера, 7 декабря, прошло заседание Совета Россия-НАТО.«Российская газета» пишет, что на Западе все больше политиков соглашаются с тем, что «Европа попала в заложники» противоречий между Москвой и Вашингтоном. Для издания очевидно, что в Брюссель главы внешнеполитических ведомств большинства европейских государств ехали серьезно поговорить не только с главой МИД России Сергеем Лавровым, который также прибыл в бельгийскую столицу на заседание Совета Россия - НАТО, но и с госсекретарем США Кондолизой Райс. «Коммерсантъ» напоминает, что Совет Россия-НАТО был создан в 2002 году, соответствующий договор подписали Владимир Путин и лидеры 19 стран НАТО в Риме. Европейские лидеры говорили тогда, что в отношениях между Москвой и альянсом наступает качественно новый этап - Россия «одной ногой вступила в НАТО». Однако уже осенью 2002 года НАТО вопреки возражениям России приняло в свои ряды семь новых членов. После этого, несмотря на проходящие регулярно контакты в рамках Совета Россия-НАТО, отношения Москвы и Североатлантического альянса стали стремительно откатываться назад. Газета отмечает, что в принятом по итогам вчерашней встречи глав МИДов стран НАТО совместном заявлении констатируется, что «через десять лет после подписания первого основополагающего документа о сотрудничестве между Россией и НАТО партнерство между ними вступает в критическую фазу». И план размещения американской ПРО в Европе, и Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), из которого Россия в одностороннем порядке выходит в ночь на 13 декабря этого года, и статус Косово — проблемы, по которым две стороны так и не нашли точек соприкосновения. Примечательно, пишет издание, что наиболее теплыми отношения Москвы и Брюсселя были именно во время первого президентского срока Владимира Путина, однако за время второго срока на смену «союзническим отношениям» Москвы и Североатлантического альянса пришли столкновение интересов и жесткое противоборство на всех направлениях, все больше напоминающее новую холодную войну.
Опасность американской ПРО в Европе На прошлой неделе неожиданное развитие получила история с размещением американской ПРО в Восточной Европе. Тогда начальник Генштаба российских вооруженных сил Юрий Балуевский предупредил, что, по сути, использование польских противоракет может спровоцировать ядерную войну. И все же Белый дом не отказался от этой идеи. Об этом с Юрием Балуевским беседовал автор и ведущий программы "Пятая студия" Сергей Брилев. "Чисто технически российская система среагирует как на запуск иранской ракеты, и она определит, что район старта – это территория Ирана. И наша система выдаст возможный район падения, - сказал Балуевский. - И так же она среагирует почти в реальном масштабе времени, как мы говорим, в режиме онлайн, на пуск противоракеты с территории Польши. Но время - это все будет буквально секунды, которые не позволят американцам довести до нас, что они собираются сбивать эту противоракету". Иными словами, российская система воспримет эту противоракету как летящую в сторону России. "Поэтому, - говорит Балуевский, - я так и сказал, что есть опасность классификации этой ракеты как межконтинентальной баллистической ракеты. Я бы не сказал так, что сегодня американцы под предлогом наших проблем, как говорится, по ДОВСЕ свернули сотрудничество. У нас достаточно много, и больше, я бы сказал, общих проблем, где мы не можем обойтись друг без друга. Тот же терроризм, наркотрафик, незаконный оборот оружия, распространение оружия массового уничтожения и так далее. Принята новая федеральная программа, которая начнет максимально работать с 2009 года, эта программа перевода сержантов всех сержантов вооруженных сил на контрактную службу. То есть мы, мягко говоря, увеличиваем потенциал младших командиров. Все сержанты в вооруженных силах будут контрактниками".
НАТО: день, когда Россия выйдет из себя На саммите в Бухаресте президент США не выиграл сражение за присоединение Украины и Грузии к программе, которая открыла бы для них двери НАТО. Но этот вопрос может остаться на повестке дня следующих саммитов альянса. Приход нового президента в Белый дом и установление правления Путина-Медведева в Кремле может улучшить российско-американские отношения. Но Джордж Буш оставляет после себя – в том, что касается природы Североатлантического альянса – наследство, от которого будет непросто избавиться. С точки зрения Москвы альянс всегда будет политической и военной организацией на службе США. Его главнокомандующий – американский генерал. Его генеральный секретарь – голландец. Но он не занял бы эту должность, не пройди он экзамен в Вашингтоне, и не остался бы на этом посту, не демонстрируй он ежедневно должную правильность взглядов. После долгих поисков новой роли НАТО превратилось в инструмент, с помощью которого США до настоящего времени препятствовали зарождению европейской военной политики и распространяли свое влияние на территории бывшего СССР. Во всей этой ситуации есть парадокс. Когда Буш стал президентом США, он, казалось, не придавал особого значения Североатлантическому альянсу. Его вице-президент, министр обороны и кортеж неоконсерваторов, последовавший за ним в Белый дом, не забыли об опыте войны в Косово, когда решения о военных операциях и бомбардировках ежедневно принимались комитетом, заседавшим по утрам в штаб-квартире организации. Они пообещали, что США никогда не повторят подобный опыт. Когда Североатлантический совет после терактов 11 сентября 2001 года сослался на 5-ю статью Атлантического Пакта ("один за всех, все за одного") и поддержал США в войне в Афганистане, Вашингтон принял подарок, но решил им не пользоваться. Тогда еще не было впечатления, что НАТО играет ведущую роль в политических и военных стратегиях США. Такое впечатление подтвердилось несколько месяцев спустя, на саммите альянса, который состоялся в Пратика ди Маре, на итальянской военной авиабазе возле Рима, с участием Владимира Путина. В момент, когда российско-американские отношения были особенно теплыми, главы государств и правительств договорились о создании нового института, названного Совет Россия-НАТО. Новый совет, в который вошли двадцать стран, должен был заниматься борьбой с терроризмом, урегулированием кризисов, вопросами распространения оружия массового уничтожения, контролем над вооружением, противоракетной обороной. У нас были основания надеяться, что Североатлантический альянс, бывший движущей силой Запада в эпоху холодной войны, превратится в организацию коллективной безопасности европейского континента и откроет двери в будущее всем странам бывшего Советского Союза. Но мечта осталась мечтой. Год спустя, в 2003-м, США вторглись в Ирак без санкции Совета Безопасности ООН. В 2004 году к НАТО присоединились семь стран: Болгария, Румыния, Словакия, Словения и балтийские республики, то есть три страны, входившие ранее в состав СССР. Совсем недавно Буш объявил, что новыми этапами этого продвижения на Восток станут Украина и Грузия. Полагать, что Россия будет смотреть на все это безразлично и безропотно – малореалистично и даже, возможно, опасно. Серджио Романо
Чехия возмущена словами Саркози о ПРО США Чешский вице-премьер Александр Вондра выразил недоумение в связи с заявлением президента Франции Николя Саркози по поводу американской ПРО в Восточной Европе и российских ракетных комплексов «Искандер» в Калининградской области. «Мандат Франции в качестве страны-председателя ЕС на ведение переговоров с Россией не включает обсуждения вопросов, связанных с американским противоракетным щитом», — заявил Вондра журналистам в Ницце, передает BBC. Напомним, на юге Франции состоялся саммит Россия-ЕС. На пресс-конференции по его итогам Саркози выразил мнение, что США и России следовало бы заморозить реализацию своих планов до саммита ОБСЕ по вопросам европейской безопасности, который он предложил провести в июне-июле 2009 года. «На саммите не удастся решить все проблемы, но мы могли бы заложить основы будущего согласия между нами, — заявил он, стоя бок о бок с президентом РФ Дмитрием Медведевым. — Прежде того не следует вести речь о размещении ракет и противоракет, которое ничего не дает для безопасности, создает проблемы и толкает нас назад. Европа и Россия могут продолжать грозить друг другу (противоракетными — прим. ред.) щитами, ракетами, флотами, и т.д. Но это не принесет ничего хорошего ни России, ни Грузии, ни Европе». «Франция не обсуждала с нами подобный мораторий, — отреагировал Вондра. — На Бухарестском саммите (НАТО в апреле 2008 года — прим. ред.) речь шла совсем о другом». Чешский парламент будет решать судьбу американского радара, который планируется построить на территории страны, в начале будущего года. @rosbalt.ru
ПРО в Польше - вопрос польско-американских отношений И Размещение элементов системы ПРО является "вопросом двусторонних отношений между Польшей и США", считает премьер-министр Польши Дональд Туск. "Президент Франции Николя Саркози выразил свою точку зрения, которая не будет иметь никакого влияния на то, что в дальнейшем будет происходить с этим проектом (размещение базы ПРО США в Польше)", - заявил в субботу Туск. Президент председательствующей в Евросоюзе Франции Николя Саркози на саммите ЕС-Россия в Ницце в пятницу посоветовал "не обсуждать реализацию планов по ПРО до саммита ОБСЕ по вопросам европейской безопасности". По словам Туска, даже такие дружеские по отношению к Польше государства, как Франция, не имеют "какого-то особого права высказываться по ПРО". Премьер-министр Польши заявил, что Варшава в вопросе ПРО получила "более менее" то, что хотела от Вашингтона. "Если американцы поддержат проект, мы будем готовы (к его реализации)", - добавил Туск. Глава МИД Польши Радослав Сикорский заявил в субботу, что высказывание президента Франции - это "любезность по отношению к президенту России Дмитрию Медведеву". "Это не была ни в коем случае позиция ЕС, ибо такого мандата ему (Саркози) никто не давал", - сказал Сикорский. США намерены разместить радар в Чехии и десять ракет-перехватчиков в Польше под предлогом защиты от предполагаемой ракетной угрозы со стороны Ирана. Россия опасается, что эти системы будут угрожать ее безопасности.
Саркози в Вашингтоне изменил свое мнение Президент Франции Николя Саркози пошел на попятную в отношении своих критических высказываний по поводу планов США разместить в Чехии и Польше элементы системы ПРО. В минувшую пятницу на пресс-конференции в Ницце по итогам саммита ЕС-Россия он заявил, что появление объектов американской ПРО в Европе не только не будет способствовать укреплению ее безопасности, но и "все усложнит", сообщает ИТАР-ТАСС. Однако в субботу после прошедшего в Вашингтоне антикризисного саммита "большой двадцатки" Саркози, принимавший в нем участие, высказался совсем в другом ключе: "В конечном итоге, эти объекты могут стать дополнительным компонентом в противодействии ракетной угрозе, исходящей откуда-либо, например, со стороны Ирана". Выступая в Ницце, Саркози в качестве председателя Евросоюза предложил провести в июне-июле 2009 года саммит, "возможно в рамках ОБСЕ", для "определения того, какой может быть будущая система безопасности в Европе". Он отметил, что к переговорам, "безусловно, будут подключены Россия и США". "И надеюсь, что до проведения такого саммита не будет вестись какой-либо речи о противоракетном щите", - подчеркнул президент Франции.
Система ПРО в Европе будет создана, заявил Байден США продолжат размещение элементов системы противоракетной обороны в Европе для отражения возможного нападения со стороны Ирана. Об этом сегодня на Международной конференции по безопасности в Мюнхене заявил вице-президент США Джозеф Байден, сообщает ИТАР-ТАСС. В то же время он сообщил, что Вашингтон "будет это делать, проконсультировавшись с союзниками по НАТО и Россией". Байден отметил, что дальнейшее развертывание системы ПРО будет зависеть от эффективности затрат и технологической обеспеченности проекта. Он также отметил, что, по мнению американской администрации, отдельные правительства не должны распространять свое влияние на целые регионы и диктовать свои решения другим государствам. "Мы не признаем, что современные государства не могут принимать самостоятельные решения", - заявил вице-президент США. "В последние несколько лет произошла опасная тенденция в отношениях между Россией и членами НАТО, - подчеркнул он. - Настало время, как сказал президент Обама, нажать кнопку перезагрузки, и пересмотреть направления, где мы можем и должны сотрудничать с Россией". Байден отметил в этой связи, что "наши российские коллеги давно предупреждали об опасности движения "Талибан" и "Аль-Каиды" в Афганистане, и сегодня НАТО и Россия должны сотрудничать в отражении этого общего врага". По словам Байдена, "мы можем сотрудничать в обеспечении безопасности, обеспечить достаточный контроль за ядерными вооружениями и материалами, добиться улучшения контроля над вооружениями подобно Договору СНВ, выйти за пределы существующих договоров и усилить сокращение вооружений". В то же время он предупредил, что "мы не будем соглашаться с Россией во всем". "США не признают Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств", - указал он, добавив, что США "не признают право никакой страны на сферы влияния". Байден напомнил, однако, что "США и Россия могут не соглашаться друг с другом, и одновременно сотрудничать там, где наши интересы совпадают". "Они совпадают во многих областях", - добавил он. Кроме того, руководство США намерено вести диалог с Ираном. "Мы хотим вести переговоры с Ираном и предложить ясный выбор: продолжайте дальше свой курс и тогда будет давление и изоляция, прекратите вашу ядерную программу и помощь терроризму и будут значительные поощрения",- сказал Байден. Байден подчеркнул, что если Тегеран не откажется от ядерной программы то на него будет оказано давление и ожидает давление и изоляция. Между тем Польша не намерена отказываться от планов размещения на своей территории объектов американской системы ПРО. Об этом заявил, выступая на проходящей здесь 45-ой Международной конференции по безопасности, премьер-министр Польши Дональд Туск. Польша подтверждает согласие на размещение элементов ПРО, сказал он. "Мы с этим согласны", - добавил Туск. В то же время Туск, отметил, что Россия является "потенциальным партнером" Запада во всех сложных вопросах мировой политики. Он призвал Запад откровенно говорить с Россией и уметь слышать ее ответы, но указал, что "ЕС не может открыться для России без доверия". Коснувшись темы будущего НАТО, Туск подчеркнул необходимость выработки "новой стратегии для альянса". "Мы не можем говорить о НАТО, не имея четких планов в отношении соседних стран", - указал польский премьер, добавив, что они должны иметь "сценарии будущего вступления в альянс". Премьер-министр Польши высказался также за "диверсификацию энергоснабжения Европы", в которой теперь - после газового конфликта между Россией и Украиной - "это понимают яснее, чем когда-либо раньше".
Американское ядерное оружие в Европе Министр иностранных дел Германии сделал освобождение Европы от американского ядерного оружия центральным пунктом внешней политики страны, пишет Мара Жерголе в статье, напечатанной в газете Corriere della Sera. Правительство Бельгии от имени пяти стран НАТО: Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Германии и Норвегии - направило Белому дому требование о выводе американского ядерного оружия из Европы. Эта инициатива, которая будет формализована в ближайшие недели, претендует на то, чтобы символически завершить эпоху холодной войны в Европе. Германия на сей раз постаралась остаться в тени, но, как известно, немецкое правительство уже давно сделало "прощание с американским атомным оружием" одним из основных направлений своей внешней политики. И вряд ли кто-то усомнится в том, что Бельгия выступила лишь в роли посланника Германии, стремящейся к пересмотру стратегической роли НАТО в Европе, что можно рассматривать как прелюдию к европейской политике, более независимой от США и более открытой по отношению к России. В настоящее время, по данным американских аналитиков, на территории Европы находятся приблизительно 200 ядерных боеголовок: в Бельгии 20, в Нидерландах 20, в Германии 20 и почти 90 в Италии (на военных базах в Авиано и Геди). Еще 90 зарядов - в Турции. Речь идет об устаревших "тактических" ядерных бомбах В61. Италия пока не присоединилась к инициативе, но совершенно очевидно, что Берлин уже давно координирует действия с соседними странами и сильно заинтересован в развитии политики открытости, в том числе и европейской, в отношении России. Не случайно основными противниками вывода атомного оружия из Европы в Североатлантическом альянсе являются Польша и страны Восточной Европы, которые до сих пор воспринимают Москву как угрозу. В этом смысле реализация проекта по разоружению континента - с оглядкой на Россию, но не порывая связей с Америкой - станет настоящим испытательным стендом для немецкого руководства, говорится в статье. Источник: Corriere della Sera
ЕвроПРО без оглядки на мнение РФ США продолжат строительство системы противоракетной обороны в Европе независимо от мнения России на этот счет, заявил представитель США в НАТО Иво Даалдер во время рабочего завтрака с представителями СМИ в Вашингтоне. "Угрозы со стороны Ирана усиливаются, причем быстрее, чем мы думали два года назад... Мы реализуем все четыре этапа создания ПРО, нравится это России или нет", - сказал Даалдер, по сути, повторив высказывания по этому поводу других представителей американских властей. Он также вслед за своими коллегами призвал Россию принять участие в проекте ЕвроПРО, подчеркнув, что это якобы отвечает российским интересам. Даалдер также заверил, что система противоракетной обороны не направлена и чисто технически не может быть направлена против России, так что ни в коей мере не ставит под угрозу российский стратегический потенциал. Планы США по созданию системы противоракетной обороны, которая надежно бы защитила их территорию от баллистических ракет, являются одной из главных проблем в российско-американских отношениях. В настоящее время США имеют два стратегических района ПРО на своей территории - на Аляске и в Калифорнии. Россия имеет один позиционный район стратегической ПРО - в районе Москвы. Теперь США планируют создать так называемый третий позиционный район ПРО - в Европе. Фактически это означает создание глобальной системы ПРО и может изменить баланс сил в мире. Планы США разместить элементы ПРО в Польше и Чехии ранее вызвали резкую критику со стороны Москвы. На чешской территории предполагалось разместить американский радар системы ПРО, а в Польше - противоракетную базу США. Президент США Барак Обама и глава Пентагона Роберт Гейтс 17 сентября 2009 года объявили о внесении корректив в планы по созданию системы национальной ПРО. При этом США не отказались от размещения наземных элементов ПРО в Европе, всего лишь отсрочив начало их развертывания до 2015 года. Полностью позиционный район ПРО, включая наземную структуру, планируется создать к 2020 году в четыре этапа. До момента появления первых наземных объектов берега Европы будут патрулировать военные корабли США с ракетами-перехватчиками на борту. Россия и НАТО договорились сотрудничать по проекту ЕвроПРО год назад на саммите в Лиссабоне, однако переговоры зашли в тупик из-за отказа США предоставить юридические гарантии ненаправленности развертываемой системы против российских сил сдерживания. После состоявшейся 12 ноября в Гонолулу (Гавайи) встречи с президентом США Бараком Обамой глава российского государства Дмитрий Медведев заявил, что позиции Москвы и Вашингтона далеки друг от друга и сторонам придется продолжить консультации. На прошлой неделе Медведев огласил комплекс мер военно-технического и дипломатического характера, которыми Россия ответит на развертывание системы ПРО в Европе. В качестве одной из таких мер предусмотрено развертывание в Калининградской области ракетного комплекса "Искандер". @ria Мария Табак