Президент Франции Николя Саркози, находящийся с официальным визитом в Венгрии, сообщил в пятницу, что французская государственная компания Gaz de France присоединится к проекту транскасписйкого газопровода Nabucco, который должен связать Европу со Средней Азией, уменьшив ее зависимость от российского газа. Эту информацию подтвердил журналистам в Будапеште заместитель генерального директора Gaz de France Жан-Мари Доже. "Я не раскрою большой секрет, если скажу, что GDF намерена принять участие в Nabucco в качестве партнера. Мы можем внести существенный вклад", - сказал он. Проект Nabucco, одобренный ЕС, играет очень важную роль в реализации энергетической стратегии Европейского союза, заявил еврокомиссар по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс, выступая на международной конференции в Будапеште, посвященной строительству этого газопровода, передает ИТАР-ТАСС. Как сообщил в пятницу генеральный директор компании-оператора Nabucco Райнхард Митшек, к концу 2007 года ожидается принять решение по планам инвестиций, а приступить к работам планируется в 2009 году. Первый газ потребителям по газопроводу в этом случае может начать поступать в 2012 году. Напомним, что Россия строит альтернативный Nabucco газопровод в Южную Европу - "Южный поток". Москва стремиться ввести его в действие раньше 2012 года. Для этого к строительству привлечена итальянская Eni, с которой "Газпром" подписал рамочный меморандум о проектировании и строительстве нового газопровода. А президент России Владимир Путин и премьер Италии Романо Проди договорились о скорейшем начале строительства. Министр экономики Венгрии и транспорта Венгрии Янош Кока, впрочем, поспешил заверить, что проект Nabucco не направлен против кого-либо, но станет дополнением к уже имеющимся в Европе мощностям. Об этом он заявил в пятницу, подводя итоги завершившейся в Будапеште международной конференции, посвященной реализации этого важного энергетического проекта Европейского союза. По его словам, потребности Европы в энергоносителях постоянно растут и российских возможностей (РФ покрывает четверть потребностей Европы в газе) не достаточно для удовлетворения этого спроса. Nabucco, в свою очередь, позволит увеличить надежность энергопоставок и повысит конкуренцию, считает Янош Кока. О поддержке проекта на форуме заявили представители правительств Австрии, Румынии и Болгарии, по территории которых должен быть проложен газопровод. О его важности говорили и представители нефтегазовых европейских компаний, которые входят в международный консорциум, включая такие, как австрийскую OMV, венгерская MOL, болгарская Bulgargaz, турецкая Botas и румынская Transgaz. Газопровод Nabucco мощностью 31 млрд куб м в год должен пройти в обход России. Длина газопровода составит 3300 километров. Общая стоимость проекта оценивается в 5,8 миллиарда долларов. Договор о начале строительстве газопровода был подписан 25 июня 2007 года. Свои подписи на документе поставили комиссар Еврокомиссии по энергетике Андрис Пиебалгс и министры энергетики Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии. По транскаспийской магистрали в Европу, как ожидается, будет поступать природный газ из Туркмении, Казахстана, Азербайджана и России. Западная часть магистрали пройдет от западной границы Грузии через Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию в Австрию. К этому газопроводу может быть подключена и южная ветка, идущая из Ирака и стран Персидского залива и, возможно, Ирана. В июле 2007 года был подписан турецко-иранский меморандум о взаимопонимании по вопросам энергосотрудничества. Он, как сообщало иранское агентство IRNA, предполагает совместное строительство газопровода между Ираном и Турцией и освоение турецкими компаниями 22-24-й очередей иранского газового месторождения Южный Парс. Добытый газ будет продан Ирану, затем наполнит газопровод Nabucco, который в перспективе должен соединить Турцию с Евросоюзом. В Москве внешне относятся к этим планам спокойно. Россия не опасается что Nabucco будет угрожать ее экспортным газовым поставкам, заявил в августе первый заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Денисов. Спокойствие объясняется просто: никто пока не знает, каким газом будет заполняться проект Nabucco, отметил Денисов. Около 15 млрд кубометров в год пропускной способности Nabucco будут распределены между пятью компаниями-участницами проекта по его строительству. Остальные 16 млрд кубометров свободных мощностей до конца 2007 года будут предложены другим инвесторам. Выходили с предложением и к "Газпрому", сообщил ранее вице-президент компании Nabucco Gas Pipeline International Иоганн Галлисти. О реакции газового монополиста на предложение не сообщалось. По проекту "Южный поток" уже окончательно решено, где будет начинаться трубопровод длиной в 900 км. На юге России, в портовом городе Новороссийске. По дну Черного моря трубы протянутся до болгарского Бургаса, а оттуда - либо в Грецию, либо в Италию. Проект "Южный поток" в дополнение к уже утвержденному строительству Северо-Европейского газопровода по дну Балтики должен стать для "Газпрома" дополнительным и важным экспортным маршрутом, что укрепит "ведущие позиции россиян на европейском рынке энергоносителей", отмечала ранее Frankfurter Rundschau.
ЕС ставит барьер российским инвестициям Комиссия Евросоюза приняла план, который резко изменит энергетическую карту Старого Света. Власти ЕС собираются поставить заслон на пути инвестиций из стран, не входящих в ЕС, в свою энергетическую инфраструктуру. Очевидно, что эти меры, в первую очередь, будут направлены против российского «Газпрома», поставляющего в Европу четвертую часть потребляемого в ней газа. Формально планы Еврокомиссии преследуют благую цель - сделать энергетический рынок ЕС более открытым и конкурентными, заставив крупнейшие энергетические компании продать часть принадлежащих им трубопроводов и электросетей, или передать управление ими независимым операторам. По мнению Еврокомиссии, это позволит бороться с установлением монопольных цен. Кроме того, как считают в руководстве ЕС, такие монополисты не заинтересованы в серьезных инвестициях в энергетическую инфраструктуру, в которых «старушка» Европа очень сильно нуждается. Но вместе с этим власти Евросоюза хотят отгородиться от «хищников» из стран, не входящих в ЕС, которые хотят приобрести его газо- и электрораспределительные сети. Эти ограничения, по нынешнему замыслу, должны действовать до тех пор, пока посторонние инвесторы не разделят свои крупные вертикально интегрированные компании, контролирующие всю цепочку поставок энергоресурсов. Кроме того, правительства стран, не входящих в ЕС, не должны вмешиваться в управление европейскими электросетями и газопроводами. После же того, как сторонние государства выполнят все эти требования, каждому из них надо будет подписать соглашение с ЕС, позволяющее его компаниям претендовать на покупку объектов энергетической инфраструктуры в ЕС. Ни для кого не секрет, что в первую очередь, эти меры направлены, главным образом, против российского «Газпрома», находящегося под контролем государства. Он уже владеет рядом энергетических активов в Евросоюзе и неоднократно заявлял о своих намерениях сделать новые приобретения в ЕС. Впрочем, принятые Еврокомиссией планы по либерализации энергорынков уже вызвали недовольство и в самом Европейском союзе. Причем со стороны его крупнейших членов - Франции и Германии. Именно в этих странах действуют энергетические гиганты Electricite de France и E.ON, которые сильно пострадают в результате предстоящей «рыночной» реформы. По мнению представителей этих стран, планы Еврокомиссии будет крайне сложно провести в жизнь. И кроме того, они приведут к серьезным трудностям на энергетическом рынке, поскольку вызовут целый вал юридических разбирательств между действующими на рынке компаниями. Олег Митяев
Саркози покупает Газпром Во время визита в Россию президент Франции заявил о желании французских инвесторов войти в капитал крупных российских фирм. Их особый интерес вызывает «Газпром». Франция готова инвестировать в российскую экономику. Как заявил на пресс-конференции французский президент Никола Саркози, находящийся с рабочим визитом в России, «французские инвесторы готовы войти в капитализацию крупных российских фирм, например, «Газпром». Он особо подчеркнул, что его страна заинтересована во взаимовыгодном сотрудничестве. При этом, по словам Саркози, «никакого протекционизма со стороны Франции для вхождения в капитал французских фирм для российских предприятий не будет». Французские компании уже давно стремятся попасть на российский рынок, в том числе и нефтегазовый. Дальше всех в этом направлении продвинулась Total. Напомним, что в июле текущего года компания заключила соглашение с «Газпромом» об участии в проекте по разработке Штокмановского месторождения. В рамках его первой фазы стороны создали компанию Special Purpose Vehicle (SPV), ставшую оператором Штокмана. Французы получили 25% в SPV, остальная доля отошла «Газпрому». Хотя выигрыш французской компании был минимален – реализовывать добытый газ российская монополия им не позволила, однако сам факт выбора именно французского партнера показателен. Дело в том, что мировые энергетические компании буквально умоляли взять их в долю при разработке месторождения. Особенно усердствовали американские корпорации, но «Газпром» склонился к сотрудничеству с французами. Во время заключения соглашения с Total эксперты говорили, что такое решение российской стороны объясняется прежде всего политически. Месяцем позднее Total, которая является оператором проекта по освоению Харьягинского месторождения, добилась снижения добычи углеводородов на полмиллиона тонн в год. Со стороны российских властей это было серьезной уступкой. Тогда эксперты в один голос утверждали, что таким образом Россия пытается добиться усиления своего сотрудничества с Францией в энергетической сфере. Дело в том, что Россия ищет надежный плацдарм для продвижения на европейский рынок. И Франция может выполнить роль такой отправной точки. Не стоит забывать, что после опубликования Еврокомиссией в сентябре текущего года плана регулирования европейского энергорынка, направленного прежде всего против российских «Газпрома» и «Транснефти», именно Франция на пару с Германией заявила свой резкий протест. «Для России важна поддержка Франции как идеологического лидера Евросоюза и страны с крупной экономикой», – считает эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. Видимо, одной из целей визита Саркози в Россию и было получение компенсации за такую явно пророссийскую позицию в энергетике. По прогнозам аналитиков, шансы французских компаний приобрести акции «Газпрома» очень высоки. Как сказала «Газете.Ru» эксперт «Брокеркредитсервиса» Екатерина Кравченко, «французские компании уже давно работают на российском рынке и хорошо зарекомендовали себя. Неудивительно, что Россия всячески демонстрирует предпочтение компаниям именно этой страны. Что касается покупки акций «Газпрома», то больше шансов на приобретение ценных бумаг у той же Total, так как именно она активнее всех сотрудничает с холдингом». Однако сейчас аналитики не берутся прогнозировать, какой пакет акций могут приобрести французы, полагая, что это будет зависеть от политических решений на самом высоком уровне. Например, заместитель гендиректора Центра политических технологий Сергей Михеев считает, что из-за проамериканской позиции Никола Саркози французы получат доступ в российский нефтегазовый бизнес лишь в том случае, если их предложения будут экономически выгодны «Газпрому».
Слияние французских энергетических концернов Gaz de France и Suez В последние годы в странах Европы все активнее растет государственное влияние на рынок энергии. Об этом в конце прошлой недели заявил глава крупнейшего немецкого энергетического концерна E.ON Вульф Бернотат в интервью экономическому еженедельнику Wirtschafts Woche. Поводом для беспокойства стали планы по слиянию французских энергетических концернов Gaz de France и Suez, которые поддерживает президент Франции Николя Саркози. В новом совместном предприятии государству будет принадлежать 36% активов. "Это не особо позитивный шаг в направлении активизации конкуренции в Европе, - заявил г-н Бернотат. - В нашей отрасли в Европе и так государственных предприятий больше, чем частных. Абсолютно частных предприятий очень немного: E.ON в Германии, Centrica в Великобритании и еще Iberdrola в Испании. И это все". Ренационализация, говорит г-н Бернотат, иногда, "в виде исключения", может быть целесообразной. Но только не в случае с французскими компаниями. Против усиления влияния государственных энергокомпаний, как известно, выступает Еврокомиссия. Недавно она начала рассмотрение ряда мер, которые сильно затруднят или вовсе не позволят структурам, подконтрольным государствам, приобретать энергоактивы в странах ЕС. Еврокомиссия, правда, не скрывала, что намерена запретить экспансию "Газпрома" на европейский рынок. О французских предприятиях она ничего не говорила.
Gaz de France может присоединиться к проекту "Южный поток" Французская газовая компания Gaz de France рассматривает возможность присоединения к совместному российско-итальянскому проекту "Южный поток", сообщило в четверг со ссылкой на представителей компании агентство Франс Пресс. По словам представителей компании, Gaz de France приняла решение изучить возможность своего участия в "Южном потоке" после отказа руководства проекта Nabucco принять французский газовый гигант седьмым участником международного консорциума, целью которого является создание газопроводной системы для поставок газа в Европу из Средней Азии в обход России. "Мы получили документ, в котором сообщается, что наша кандидатура не была принята. Мы намерены начать изучение других проектов, которые обсуждаются в Европе, например, "Южного потока", - цитирует Франс Пресс слова представителя Gaz de France. По информации источников, близких к руководству Nabucco , участие Gaz de France в проекте заблокировала Турция, протестующая таким образом против признания парламентом Франции факта геноцида армян в Османской империи. Заявление французской газовой группы последовало спустя два дня после того, как во вторник германская компания RWE стала шестым участником международного консорциума, который займется строительством газопровода Nabucco. До этого участниками консорциума являлись пять компаний: австрийская OMV, венгерская MOL, турецкая Botas, болгарская Bulgargaz и румынская Transgaz. В ЕС рассчитывают благодаря трубопроводу снизить зависимость от импорта российского газа, проект рассматривается в качестве конкурента "Южному потоку". Договор о начале его строительства был подписан 25 июня 2007 года. Свои подписи на документе поставили еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс и министры энергетики Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии. Ближайший срок поступления газа по планируемой трассе - 2012 год. По транскаспийской магистрали в Европу, как ожидается, будет поступать природный газ из Туркмении, Казахстана, Азербайджана и России. Западная часть магистрали пройдет от западной границы Грузии в Австрию через Турцию, Болгарию, Румынию и Венгрию. К этому газопроводу может быть подключена и южная ветка, идущая из Ирака и стран Персидского залива. Максимальная пропускная способность Nabucco, длина которого 3,3 тысячи километров, оценивается в 31 миллиард кубометров газа. Система "Южный поток" предназначена для транзита и поставок природного газа на Балканы и в другие страны Европы из России через акваторию Черного моря, территорию Болгарии и Сербии. В июне 2007 года российский "Газпром" и итальянская энергетическая компания Eni подписали меморандум о взаимопонимании по реализации проекта "Южный поток". В соответствии с документом, морской участок "Южного потока" пройдет по дну Черного моря от российского до болгарского берега. Общая протяженность черноморской части газопровода составит около 900 километров, максимальная глубина - более двух километров, проектная мощность - около 30 миллиардов кубометров. Ввод в эксплуатацию морского участка "Южного потока" намечен на 2013 год. Для строительства наземного участка рассматриваются несколько различных маршрутов, проходящих по территории стран-членов ЕС. При реализации проекта "Газпром" и Eni будут использовать новейшие технологии с соблюдением самых строгих экологических требований. Дополнение к меморандуму о взаимопонимании по реализации проекта "Южный поток" было подписано компаниями 22 ноября 2007 года. Дополнение предусматривает создание на паритетной основе компании специального назначения для осуществления маркетинговых исследований и разработки технико-экономического обоснования проекта.
Франция пригрозила припомнить Турции решение по Nabucco Корпорация Gaz de France отозвала свою заявку на участие в строительстве газопровода Nabucco. Об этом сообщил в Стамбуле государственный секретарь французского правительства по делам предприятий и внешней торговли Эрве Новелли. Заявление было сделано в ходе первого дня визита представителя правительства Франции в Турцию. "Корпорация предпочла отозвать свою заявку после того, как турецким правительством было принято решение, которое мы рассматриваем как сделанное на основе определенных политических соображений", - заявил Новелли. Он отметил, что Франция "учтет" подобное явление и сожалеет о подобном ходе событий. В то же время государственный секретарь подчеркнул, что сожалеет о происшедшем, "так как заявка Gaz de France имела все необходимые достоинства для того, чтобы быть отобранной для участия" в проекте. По неофициальным данным, которыми располагают французские СМИ, Турция наложила вето на участие Gaz de France в проекте строительства газопровода Nabucco из-за признания французским парламентом геноцида армян со стороны Османской империи. Газопровод Nabucco протяженностью 3,3 тыс. км должен связать страны Ближнего Востока и Центральной Азии с Евросоюзом через Турцию и Южную Европу. Стоимость проекта оценивается в $7,4 млрд. Сейчас в консорциум по строительству Nabucco входят энергетические компании Австрии, Венгрии, Румынии, Болгарии и Турции, уточняет ИТАР-ТАСС.